Европейские регуляторы одобрили приобретение оператора космических запусков Arianespace

Европейские регуляторы в среду 20 июля разрешили европейскому аэрокосмическому концерну Airbus Group SE и французской компании Safran SA приобрести оператора запусков Arianespace. В настоящее время Arianespace имеет долю в 50% на мировом рынке запусков на геостационарную орбиту (в основном это запуск телекоммуникационных спутников). Поглощение Arianespace поможет консолидировать европейский рынок космических запусков, но, возможно, американские компании уже обеспечили себе лидерство на этом рынке.

Airbus и Safran пытаются объединить европейское ракетостроение и сопутствующие услуги с 2014 г., когда две компании создали совместное предприятие Safran Launchers (ASL). В настоящее время ASL производит основную европейскую ракету-носитель Arian 5 и разрабатывает новую более тяжелую и эффективную ракету Arian 6. Однако услуги по выводу полезной нагрузки на борту Arian 5 продает сторонняя компания Arianespace, которая принадлежит акционерам из десятка стран. Крупные пакеты Arianespace принадлежат ASL (39%) и французскому космическому агентству CNES (35%).

Эта сложная архитектура европейской космической отрасли, по мнению Airbus и Safran, затрудняет конкуренцию ASL с гибкими и эффективными американскими космическими компаниями, прежде всего оператором запусков ULA (альянс Lockheed и Boeing). Кроме того, ASL рискует потерять значительную долю рынка из-за действий американских частных компаний, таких как Orbital ATK, Inc. (OA, NYSE) и SpaceX. Эти компании уже провели по нескольку успешных испытаний многоразовых ракет-носителей — технологии, которая по эффективности превосходит семейство ракет Arian 6.

В настоящее время ракета Arian 5 выигрывает у конкурентов благодаря большой грузоподъемности, но это преимущество постепенно сходит на нет. Так, в 2017 г. совершит первый полет ракета Boeing SLS (самая грузоподъемная в истории), а ближайшей песрпективе — тяжелая версия SpaceX Falcon 9.

Уже сейчас запуск ракеты Falcon 9 обходится в $70 млн, тогда как Ariane 5 — $165-220 млн. Как ожидается, Ariane 6 по стоимости запуска тоже приблизится к $70 млн. Однако ко времени первых пусков Ariane 6 в 2020 г. компания SpaceX обещает еще больше уменьшить стоимость запуска благодаря системе посадки первой ступени.

Одобрение сделки по приобретению Arianespace позволит Airbus и Safran объединить производство ракет и продажу космических услуг. Ранее европейские регуляторы заявляли о том, что сделка может привести к сокращению инвестиций в инновации и повышению цен в космической отрасли. В связи с этим сделка была приостановлена, и в феврале 2016 г. началось ее изучение экспертами официальных ведомств ЕС. В среду 20 июля европейские регуляторы заявили, что многие возможные опасения по поводу этой сделки так и не развеяны. В результате сделка одобрена с многочисленными оговорками.

В частности, приобретателей обязали предотвратить обмен информацией, которая не относится к повседневной работе Arianespace и может нанести ущерб конкуренции на рынке космических услуг. Также компании обязаны создать барьеры для перехода сотрудников между предприятиями.