Авиапроизводители эволюционируют в космические компании. Успеет ли Airbus?

Европейский производитель авиатехники компания Airbus пытается догнать американских конкурентов SpaceX, Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE) в космической гонке. Airbus хочет «расчистить» европейский рынок космических услуг, но все еще не в состоянии стать монополистом на европейском рынке запусков. Возможно, компания уже опоздала к дележу рынка, на котором ключевую роль играют американские технологии.

В Европе сформировалась сложная схема космических услуг, которая тормозит развитие отрасли. Так, Airbus в сотрудничестве с французской компанией Safran SA производит ракеты-носители Ariane 5 на созданном в 2015 г. совместном предприятии Airbus Safran Launchers (ASL). Затем ASL продает эти ракеты компании - оператору запусков Arianespace. При этом ASL владеет 39% акций Arianespace, то есть косвенно оператор запусков принадлежит компании Airbus, но напрямую ей не подчиняется.

Airbus давно пытается консолидировать управление и повысить эффективность бизнеса. В противном случае европейский коммерческий космос не сможет конкурировать с гибкими и очень эффективными американскими компаниями, такими как Orbital ATK, Inc. (OA, NYSE), частная компания SpaceX и оператор запусков ULA (альянс Lockheed и Boeing).

Летом прошлого года Airbus начала переговоры о покупке через ASL 35% акций Arianespace (пакет в настоящее время принадлежит французскому правительству). Если Airbus удастся завершить эту сделку, то компании наконец удастся получить контрольный пакет (74% акций) Arianespace. В прошлом году Airbus сообщала, что соглашение о продаже акций подписано, и вопрос передачи акций будет решен в течение месяцев. Но прошел уже год, и европейский антимонопольный регулятор все еще не принял решение по этой сделке. Крайний срок решения — до 10 августа 2016 г.

В свою очередь, переговоры о реструктуризации ASL до сих пор вязли в дебатах по поводу долей Safran и Airbus. На прошлой неделе дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Компании договорились разделить участие в ASL пополам. Возможно, это удовлетворит регуляторов, и Airbus создаст европейский аналог ULA. Однако проблема технологического отставания сохраняется.


На мировом рынке спутниковых телекоммуникаций доля запусков Arianespace составляет 50%. В настоящее время ракета Ariane 5 конкурентоспособна благодаря высокой грузоподъемности — на рынке таких ракет мало и все они, в основном, заняты запуском правительственных грузов. Но конкуренты не стоят на месте. В частности, SpaceX разрабатывает новую тяжелую версию своей ракеты Falcon 9 и существенно сокращает стоимость запуска. Уже сегодня запуск Falcon 9 обходится в $70 млн, тогда как Ariane 5 — $165-220 млн. Как ожидается, новая разработка ASL, ракета Ariane 6, по стоимости запуска тоже приблизится к $70 млн. Но ко времени первых пусков Ariane 6 в 2020 г. компания SpaceX обещает еще больше уменьшить стоимость запуска, благодаря системе посадки первой ступени, которая уже успешно испытывается. При этом у американских компаний почти готовы пилотируемые космические корабли, тогда как ASL не может предложить ничего, кроме запуска спутников.

Можно констатировать, что рынок космических услуг развивается намного быстрее, чем ожидали многие эксперты 20 лет назад. Эффективность в этой отрасли играет ключевую роль, и в долгосрочной перспективе коммерческие организации получат основную прибыль от космической экспансии.