Новый рынок: слияние технологического и автомобильного секторов промышленности неизбежно

Затраты автомобилестроителей на исследования и новые разработки выросли на 61% с 2010 г. по 2014 г. и составили $137 млрд — компании готовятся к новой революции в сфере автомобильного транспорта. Эксперты полагают, что консолидация в автопроме неизбежна. По прогнозам международной консалтинговой компании McKinsey, автошаринг и информационные автомобильные услуги смогут генерировать дополнительные $1,5 трлн ежегодного автомобильного дохода к 2030 г., добавив к $5,2 трлн от традиционных продаж и обслуживания автомобилей.

Граница между технологическим и автомобильным секторами промышленности размывается. Рост такси-сервисов, таких как Uber и LYFT, означает, что перевозка все более тесно интегрирована с мобильными устройствами, в то время как технология автоматического вождения превращает автомобиль в компьютер на колесах.

Главный исполнительный директор автоконцерна Fiat Chrysler Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) считает, что автомобилестроителям нет смысла тратить миллиарды долларов на развитие конкурирующих и во многом идентичных технологий. Поэтому автомобильные гиганты и их потенциальные конкуренты, технологические компании, объединяются в сложные альянсы для оптимизации затрат и разделения рисков.

Например, Fiat Chrysler (FCAU, NYSE) в паре с Google (GOOG, NASDAQ) разрабатывает минивэны-роботы и ведет переговоры с Uber о подобном совместном предприятии. В компанию Uber инвестируют корпорации Google, Toyota, Microsoft (MSFT, NASDAQ), суверенный фонд Саудовской Аравии и Tata (владелец Jaguar Land Rover). Конкурирующий автошаринговый сервис LYFT пользуется поддержкой компаний Ford (F, NYSE) и General Motors (GM, NYSE). Автоконцерн Volkswagen инвестирует в израильский сервис Gett. Всего в первой половине 2016 г. в автошаринг-компании инвестировано около $9 млрд.

Новые услуги совместного использования автомобилей и будущие арендуемые авто-роботы экономически привлекательны для потребителей. Например в США пользователь в среднем тратит в год на свой автомобиль $8,5 тыс. в год, но при этом авто используется лишь 4% времени.

В настоящий момент еще нет биржевых фондов, которые объединяли бы в себе все компании-бенефициары роста новой индустрии, поэтому инвестировать можно покупкой отдельных игроков на этом рынке. Главными бенефициарами будущего роста нового рынка будут автоконцерны и ИТ-гиганты, инвестирующие в технологические компании. Это упомянутые General Motors, Ford, Fiat Chrysler, Tesla Motors, а также ИТ-гигант Google — разработчик систем автопилотирования. Сервисы Uber, Lyft, Gett не котируются на биржах, а пока являются частными компаниями.