Штрафные санкции могут стоить Volkswagen $14,7 млрд. Время инвестировать в электромобили?

В понедельник 27 июня появились первые сведения о ходе переговоров Volkswagen с американскими автовладельцами и регуляторами. Согласно утечке данных, немецкий автопроизводитель будет вынужден заплатить $14,7 млрд за махинацию по сокрытию реальных данных по вредным выбросам автомобилей.

Огромная сумма выплаты состоит из $10 млрд на ремонт или выкуп 475 тыс. проданных в США авто, а также выплаты всем автовладельцам по $10 тыс. компенсации.

Официально результаты переговоров объявят в четверг 30 июня, но если сведения о выплате в $14,7 млрд соответствуют действительности, то для Volkswagen это тяжелый финансовый удар. Для сравнения, чистая прибыль компании в 2015 г. составила примерно $18,7 млрд, причем в прошлом году компания уже понесла убытки в размере $16,2 млрд, связанные с разрешением проблемы выбросов.

Ситуация с попыткой скрыть уровень выбросов с помощью манипуляции с софтом автомобиля — это удар не только по финансам и репутации Volkswagen, но и по всему автопрому, использующему бензиновые и дизельные двигатели. Сложности с выполнением экостандартов есть у всех автопроизводителей. Так, японский автопроизводитель Nissan Motor Co. Ltd. (NSANY, PK) в мае 2016 г. сообщил о покупке 34% акций компании Mitsubishi Motors, которая понесла большие убытки, когда выяснилось, что 25 лет к ряду на малолитражках Mitsubishi почти на треть занижались паспортные данные о расходе топлива.

Все чаще автомобильные эксперты говорят о том, что бензиновые и дизельные машины уже с трудом вписываются в современные постоянно ужесточающиеся экологические нормы. Большегрузные дизельные тягачи и автобусы уже давно достигли этого предела и сегодня используют технологические ухищрения, вроде многоступенчатых катализаторов и баков с мочевиной. Однако такие решения в легковых автомобилях применять сложно из-за ограничений в компоновке и по конечной стоимости для покупателя.

К тому же регуляторы в ближайшие десятилетия собираются принять новые радикально жесткие правила, например, в Германии с 2030 г. новые машины должны будут иметь нулевой выброс. Вряд ли есть возможность обеспечить абсолютную экологическую чистоту машины, сжигающей ископаемое топливо, при адекватной стоимости.

На этом фоне звучат разговоры о завершении эпохи двигателя внутреннего сгорания. В частности, компания Volkswagen уже заявила о том, что планирует сосредоточиться на создании электромобилей и новых автотранспортных услуг, например, проката авто.

Тенденцию подтверждает быстрый рост компании - производителя электромобилей Tesla Motors, Inc. (TSLA, NASDAQ), которая в настоящее время является мировым лидером на рынке полностью электрических автомобилей. После планируемого слияния с поставщиком услуг солнечной энергетики SolarCity Corporation (SCTY, NASDAQ) и выхода на полномасштабное производство в 1 млн машин в год к 2020 г. стоимость Tesla Motors может достичь $1 трлн. Это сделает производителя электрического транспорта самой дорогой технологической компанией в мире.


За последние пять лет акции TSLA подорожали на 600%. Даже на фоне Brexit ценная бумага компании растет и на торгах 27 июня достигла отметки в $198,55 (+2,80%). Рыночная капитализация Tesla Motors достигла $28,96 млрд, EPS (ttm) -7,81.