Ценовой политике и прибылям фармкомпаний политический шум не угрожает — мнение аналитика

Федеральное правительство США говорит об усилении регулирования работы фармацевтических посредников (PBMS) из-за завышенных цен на лекарства. Лозунги о завышенных ценах на лекарства, сверхприбылях посредников и фармкомпаний активно используют и политики, причем эта риторика усилилась на фоне президентской гонки в США. Однако аналитики полагают, что это лишь заявления для привлечения избирателей.

«С моей точки зрения, борьба с ростом цен на лекарства просто предвыборный шум», — отметил аналитик Стивен Халпер (Steven Halper) из FBR Capital Markets.

Современная система здравоохранения в США очень сложна. Ключевыми игроками рынка здравоохранения являются фармацевтические посредники, компании PBM (pharmacy benefit manager), которые в совокупности приносят почти $300 млрд доходов ежегодно и обслуживают более 210 млн американцев. PBM служат посредниками между страховыми компаниями, аптеками и производителями лекарств, обеспечивая меньшие затраты на лекарства для страховщиков и страховых компаний. Поскольку траты на лекарственные препараты постоянно растут на протяжении многих лет, страховые компании все больше полагаются на PBM как посредников для контроля расходов.

Компании PBM ведут переговоры с аптеками и производителями лекарств, чтобы обеспечить скидки на лекарства, а затем передают эти скидки страховым компаниям. Кроме того PBM заключают контракты с аптеками для распространения лекарств.

Фармацевтические посредники берут плату за услуги по ведению переговоров либо делают небольшую наценку на лекарства для страховых компаний. Это огромный и прибыльный рынок, на котором сначала была высокая конкуренция между множеством компаний-посредников. Постепенно рынок консолидировался, выросло количество слияний и поглощений. Сейчас фармацевтические посредники — это гигантские стомиллиардные корпорации.

Компания UnitedHealth Group (UNH, NYSE) - одна из компаний- посредников на фармацевтическом рынке. Ее капитализация составляет $128,4 млрд. Выручка и прибыль равны $166 млрд и $6 млрд соответственно. Последние пять лет прибыль компании на акцию росла на 8% в год. Аналитики прогнозируют ускорение роста прибыли в следующие пять лет до 14,8% в год. Несмотря на угрозы федерального правительства, инвесторов привлекает компания. Так, стоимость ее акций выросла с $110 в феврале до $136,0 на торгах во четверг 2 июня.


С ростом размеров компаний PBM растет и их влияние. Большую долю рынка в настоящее время контролируют лишь несколько крупных игроков, а именно Express Scripts Holding Company (ESRX, NASDAQ), CVS Health (CVS, NYSE), Catamaran Corporation и UnitedHealth Group. В дополнение к сделкам M&A между посредническими компаниями наблюдается консолидация между аптеками и компаниями PBM. Например, аптечная сеть Rite Aid Corporation недавно приобрела PBM-компанию EnvisionRX.

Из-за характера бизнеса компании PBM были объектом нескольких судебных процессов и правительственного контроля. Основными претензиями правительства является непрозрачность рынка и формирования скидок, а также то, что компании PBM не всегда действуют в интересах страховых компаний, хотя, выступая их финансовыми консультантами, обязаны это делать. В краткосрочной перспективе бизнесу посреднических компаний ничто не угрожает, в долгосрочной перспективе это зависит от того, кто придет к власти, но вряд ли политики решатся серьезно вмешиваться в сложившийся многомиллиардный рынок, который обеспечивает значительные налоговые поступления и стабильность не только американской, но и глобальной системы здравоохранения.

Несмотря на весь негатив в СМИ, рынок PBM компаний растет и будет расти, поскольку закон Obamacare позволяет миллионам американцев получить доступ к медицинским страховкам. К тому же старение населения увеличивает рынок здравоохранения в стране. Страховые компании все больше полагаются на помощь посредников в лице PBM для получения скидок и лучших контрактных условий.