Рестораны Pizza Hut внедряют роботов-официантов. Формируется новый технологический рынок

Сеть ресторанов Pizza Hut планирует до конца 2016 г. в экспериментальном режиме начать эксплуатацию роботов-официантов в некоторых своих ресторанах в Азии.

Многие рестораны ввели возможность цифровой оплаты заказа с помощью кассового автомата или планшета на столе, но использование интеллектуальных мобильных роботов все еще очень редкое явление. Компания Pizza Hut в партнерстве с разработчиком роботов SoftBank и компанией MasterCard планирует в экспериментальном режиме ввести роботов-официантов в своих ресторанах в Азии. Компания MasterCard специально для этого проекта создала приложение для оплаты заказа. Приложение MasterCard работает с электронным кошельком MasterPass, через который можно оплатить покупку разными платежными картами: MasterCard, Visa, Maestro, American Express, Club Diner, Discover.


Компания Pizza Hut является дочерней структурой компании Yum! Brands, Inc. (YUM, NYSE), которая владеет и другими брендами в сфере питания, например KFC и Taco Bell. Капитализация Yum! Brands составляет $33,6 млрд, выручка и чистая прибыль равны $13,1 и $1,32 млрд соответственно. Всего в компании работают по всему миру 505 тыс. человек. У корпорации Yum! Brands отличные перспективы роста. Так, аналитики прогнозируют, что в следующие пять лет чистая прибыль компании будет прирастать темпами примерно 12,3% в год.


Робот для Pizza Hut носит имя Pepper. Он оснащен видеокамерами, сенсорным экраном на груди и имеет небольшой рост, то есть не нависает даже над сидящими за столом людьми.

«У Pepper есть лицо, и он умеет реагировать на эмоции клиентов», — рассказал о новой разработке Джон Шелдон (John Sheldon), старший вице-президент по инновационному менеджменту в MasterCard Labs. — Робот пока не заменит официантов и не будет приносить заказы, но предоставит дополнительную возможность оплаты для посетителей».

«Рестораны все больше обращаются к роботам и другим формам автоматизации, поскольку рост минимального размера оплаты труда делает этот переход экономически привлекательным, — поясняет Бонни Риггс (Bonnie Riggs), ресторанный аналитик исследовательской компании NPD Group.

«Снижение затрат на оплату труда играет важную роль в индустрии общественного питания, где рентабельность не очень высока», — добавила Кристин Фернандес (Christin Fernandez), пресс-секретарь американской Национальной ассоциации ресторанов.

«Роботы в конечном итоге заменят не только кассиров, но и будут участвовать в процессе приготовления пищи. Это приведет к серьезным изменениям в отрасли, — считает бывший исполнительный директор McDonald’s Эд Ренси (Ed Rensi). — Если вы посмотрите на устройства, которые приходят в ресторанную индустрию, то увидите, что дешевле купить роботизированный манипулятор за $35 тыс, чем нанять сотрудника, который менее эффективно расфасовывает картофель фри за $15 в час».

Тенденция автоматизации набирает силу. На прошлой неделе компания Foxconn Technology, являющаяся одним из основных поставщиков электроники для Apple, сообщила о планах по замене 60 тыс. китайских рабочих на автоматизированные линии. По данным правительства региона Куньшань в Китае, примерно 600 компаний хотят заменить персонал роботами в рамках усилий по ускорению экономического роста и снижению затрат. В прошлом году в рамках этой инициативы 35 тайваньских компаний, в том числе Foxconn, инвестировали около $610 млн в технологии искусственного интеллекта.

По данным торгово-промышленной группы Robotic Industries Association, в феврале 2016 г. на американских заводах трудились более 260 тыс. роботов. В 2015 г. объем заказов роботов в США составил 31,5 тыс., что в деньгах оценивается в $1,8 млрд. Это на 14% больше по сравнению с 2014 г. Таким образом, рынок промышленной робототехники растет, технологические компании и сектор услуг в долгосрочной перспективе получат выгоду от роста автоматизации. Одновременно происходит трансформация рынка труда в сторону увеличения доли высококвалифицированной рабочей силы. Это положительно скажется на покупательской способности населения развитых стран. В свою очередь, развивающимся рынкам придется ускорить реформы для конкуренции в сфере высоких технологий, а не дешевой рабочей силы, спрос на которую в будущем снизится.