Отмена геоблокирования в ЕС – тотальная перекройка рынка электронной коммерции и ИТ-услуг?

На этой неделе Европейская комиссия опубликовала предложение по регулированию торговли в Интернете, которое касается практически всех сегментов трансграничной торговли физическими товарами, цифровым контентом и ИТ-услугами.

Еврокомиссия предлагает розничным торговцам и провайдерам интернет-услуг отменить так называемую геоблокировку в рамках трансграничной торговли в ЕС. По новым правилам продавцы физических товаров, а также цифровых товаров и услуг не смогут на своих веб-сайтах блокировать посетителей из других стран или автоматически направлять их на региональную версию сайта. Сегодня такая геоблокировка/перенаправление применяется почти всеми поставщиками интернет-услуг: от поисковиков до гигантов электронной торговли. В итоге пользователь вынужден работать с региональным предложением, что ограничивает возможность выбора.

Геоблокировки, препятствуют просмотру определенного контента на территории той или иной страны. Например, сервис iPlayer компании ВВС не предназначен для использования за пределами Великобритании. Также геоблокировки широко используются в электронной коммерции: при выборе товара в зарубежном интернет-магазине покупатель иногда видит сообщение о том, что выбранный товар невозможно доставить в его страну.

Еврокомиссия хочет запретить подобные геоблокировки, чтобы обеспечить равный доступ к товарам для всех граждан ЕС. Таким образом, провайдеры онлайн-телевидения и другие торговые площадки в Интернете будут вынуждены для работы на территории ЕС открыть доступ ко всем товарам и услугам.

В официальном заявлении Еврокомиссии говорится, что новые правила позволят обеспечить потребителям равный доступ к товарам и услугам без дискриминации по ценам, условиям оплаты и другим параметрам, если это не оправдано с точки зрения НДС, определенных общественных интересов и юридических норм. Условия в первую очередь касаются продажи запрещенного в выбранной стране оружия, алкоголя, запрещенных препаратов и т. п.

Контроль контента интернет-сервисов — непростая задача, требующая больших ресурсов. Поэтому Еврокомиссия будет внедрять новые правила постепенно. Для трансграничной торговли физическими товарами геоблокирование будет отменяться сразу, а некоторые положения не вступят в действие до июля 2018 г. Это касается поставщиков ИТ-услуг, например облачных сервисов и хостинга, которые в конечном счете должны будут обеспечить иностранным клиентам те же условия, что и местным.

Также пока Еврокомиссия решила освободить от соблюдения новых правил защищенные авторскими правами произведения, такие как книги и музыка, а также другие аудиовизуальные произведения, финансовые и транспортные услуги, включая такси-сервисы вроде Uber. Однако, возможно, в скором будущем и этот сектор лишат «привилегий». Этот вопрос будет рассматриваться уже в третьем квартале текущего года.

Кроме того, Еврокомиссия подняла вопрос о национальных квотах в аудиовизуальном контенте провайдеров онлайн-телевидения. По предварительным планам, не меньше пятой части контента в каталогах провайдеров должны быть местного производства.

Новая инициатива может радикально изменить рынок, поскольку ЕС является одним из крупнейших мировых потребителей товаров и услуг. Прежде всего, отмена геоблокировки может выровнять цены на некоторые услуги. Не секрет, что сегодня многие компании наращивают продажи на «бедных» рынках за счет повышения цен на «богатых» для компенсации издержек. С новыми правилами в некоторых случаях сделать это будет сложнее. Более того, теперь заказчик физического товара будет иметь право выбрать самостоятельную доставку товара, а не пользоваться услугами, предлагаемыми веб-ресурсом поставщика по умолчанию. Это открывает доступ к рынку сторонним почтовым сервисам.

При этом новые правила не налагают обязательств по продаже товаров в другие страны, просто поставщики должны обеспечить равные условия продаж на местном и трансграничном уровнях.

Обеспечение равного доступа ко всем возможностям Интернета — правильная инициатива, хотя в предложениях Еврокомиссии все еще много неопределенностей и общих формулировок, которые бизнес воспринимает негативно.

Пока сервисы онлайн-телевидения и другого аудиовизуального контента, такие как Netflix (NFLX, NASDAQ), Inc., Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ) и ITunes от Apple Inc. (AAPL, NASDAQ), не подпадают под действие новых правил, однако, скорее всего, это временно. К тому же сервисы уже столкнулись с реалиями инициативы по квотам на национальный контент.

В Netflix отреагировали на инициативу по возможной отмене геоблокирования и квотам заявлением о том, что предлагаемые меры вряд ли будут работать и потенциально повредят устойчивости существующих и новых бизнес-моделей.

«Наши пользователи по всему миру любят европейские программы, число которых в каталоге Netflix растет, — отметил главный специалист по работе с общественностью европейского отделения Netflix Йорис Эверс (Joris Evers). — Мы высоко оцениваем цель Еврокомиссии, однако предлагаемые меры вряд ли помогут их достичь».


Пока рынок не отреагировал на новые правила, которые требуют осмысления и расчета прибылей с учетом новых реалий. В частности, акции Netflix на торгах 25 мая подорожали на 2,36% и достигли $100,2.

Новые правила имеют большое значение для рынка ЕС, а также для международной электронной коммерции. Безусловно, они являются прецедентом, который может перекроить рынок интернет-торговли, в том числе и цифровыми продуктами, которые до сих пор торговались по тем правилам, что установили сами компании.