Побочный эффект прогнозов или почему важно видеть инновационную платформу бизнеса

Финансовые аналитики провоцируют необоснованную волатильность на фондовых рынках прогнозами, которые не соответствуют действительности. Об этом говорит новое исследование, проведенное профессорами Университета Британской Колумбии Расселом Ландхолмом (Russell Lundholm) и Рафаэлем Рого (Rafael Rogo).

Исследователи обнаружили, что 17% прогнозов аналитиков дают чрезмерно волатильные прогнозы, которые негативно влияют на стоимость акций. Ученые исследовали диапазон изменений между прогнозами всей аналитической индустрии для конкретных компаний и прогнозами отдельных аналитиков.

«Это тот случай, когда хвост виляет собакой. Нереалистичные прогнозы широко распространены и оказывают реальное влияние на экономику», — пояснил суть проблемы Рассел Ландхолм.

Рассел Ландхолм и Рафаэль Рого изучили 857 тыс. прогнозов по доходам компаний с 1983 г. по 2013 г., используя обширную базу данных по аналитикам, и сравнили их с реальными доходами. Исследователи оценили, сколько прогнозов превысили пределы реальных колебаний, основываясь на критерии, что прогнозы не должны быть более волатильными, чем фактические заработки компаний.

Ученые обнаружили, что периоды чрезмерно волатильных прогнозов сопровождались снижением совокупных доходностей акций, например, в период мирового финансового кризиса 2008 г., во время кризиса доткомов и в «черный понедельник» 1987 г.

Часто аналитики преувеличивают влияние новостей на доходы компаний или предвзято оценивают ее будущие заработки, считает Рассел Ландхолм. Еще одной причиной волатильных прогнозов от аналитиков является тот факт, что для привлечения внимания публики важна не точность прогнозов, а вызывающе смелые предсказания будущего. Другими словами, аналитики, которые переусердствуют с прогнозами, часто ошибаются в предсказаниях, но зато они более знамениты, чем «средний» осторожный аналитик. Многие из таких прогнозистов-«армагеддонщиков» попадают в списки «звездных» аналитиков Institutional Investor.

Это исследование не означает, что нужно игнорировать отчеты аналитиков по компаниям и отраслям, просто важно настороженно относиться к сверхпессимистичным или сверхоптимистичным прогнозам. Также важно уметь оценивать реальный долгосрочный инновационный потенциал компаний, которые изучаются для инвестирования капитала. По-настоящему перспективные продукты, на которые существует большой незакрытый спрос, почти всегда найдут своего покупателя и обеспечат рост доходов.