Перенос запуска с космодрома «Восточный»: космическая конкуренция растет

В среду 27 апреля 2016 г. с нового российского космодрома «Восточный» должен был состояться запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» со спутниками «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 на борту. Однако запуск не состоялся: автоматика отменила старт ракеты из-за сбоя в процессе выполнения процедур запуска. Пуск ракеты предварительно перенесли на 28 апреля 2016 г., но Госкомиссия пока эту дату не утвердила, то есть пуск может состоятся позже намеченного срока. Из-за того, что ракета не может длительное время находится в заправленном состоянии, перенос старта вызовет рост расходов на запуск, что в настоящее время является ключевым параметром космических полетов.

Время, когда освоение космоса опиралось в основном на научные и военные цели, уже прошло, и сегодня на первый план выходит коммерческая сторона полетов. В невесомости испытывается множество коммерческих продуктов: от загустителей для йогуртов до передовых систем телеуправления. В будущем добавятся более масштабные проекты, такие как добыча полезных ископаемых на астероидах. Спрос на услуги космических пусков растет, и все больше компаний получают доступ в околоземное пространство благодаря развитию частной космонавтики.


Космодром «Восточный» с установленной на пусковой стол ракетой «Союз-2.1а»

Сегодня «естественная монополия» правительственных агентств на космические запуски разрушена. США первыми сделали ставку на частную космонавтику, и сегодня такие частные компании, как SpaceX и Orbital ATK уже на равных конкурируют с российскими операторами космических запусков. Так, транспортный космический корабль Orbital ATK Cygnus с 2014 г. летает к МКС и по грузоподъемности превосходит российский «Прогресс ТМ» при меньшей массе. В середине апреля 2016 г. к МКС пристыковали первый в истории надувной модуль частной компании Bigelow Aerospace. Пилотируемый корабль SpaceX Dragon также самый совершенный сегодня (из летающих в космос) и рассчитан на длительные полеты в составе межпланетных космических миссий.



Компания SpaceX первой научилась мягко приземлять тяжелые многоразовые первые ступени на морскую платформу, которую можно отбуксировать в любую точку мирового океана

В технологических инновациях частные космические компании пошли намного дальше государственных. В частности, компании Blue Origin и SpaceX успешно испытывают ракеты-носители, которые могут совершать мягкую посадку на космодром после старта. Это снизит стоимость пусков на порядок и окончательно уничтожит единственное конкурентное преимущество ракет правительственных агентств — относительную дешевизну запуска за счет перекладывания части расходов на государство.

Лидером в частной космонавтике является компания Илона Маска SpaceX, которая уже опередила правительственные агентства не только технологически, но даже в финансировании. Например, на космическую программу компания SpaceX смогла привлечь более $10 млрд. Для сравнения: десятилетняя европейская программа по созданию ракет Ariane нового поколения стоит $9 млрд. При этом SpaceX строит свой собственный космодром.

Надо отметить, что новая ракета SpaceX Falcon Heavy по всем характеристикам превзойдет самую конкурентоспособную сегодня российскую ракету «Протон-М». Причем первый запуск Falcon Heavy состоится уже в 2016 г.

Таким образом, можно констатировать, что в отношении инноваций частные компании превзошли государственные проекты, которые традиционно стремятся использовать существующую базу и консервативный подход в проектировании. Например, ракету «Союз» впервые запустили в 1966 г., и современная версия отличается лишь доработкой некоторых узлов и новой цифровой системой управления. Преемственность обеспечивает высокую надежность, но бизнесу требуется также и высокая коммерческая эффективность.

Похожая картина наблюдается и в других отраслях. Так, у Илона Маска есть другой инновационный проект — компания Tesla Motors (TSLA, NASDAQ), производящая электромобили. Данная компания уже изменила облик рынка автомобилей в США, «перетянув» на себя сегмент премиумных авто. С выходом машины Tesla Model 3 очередь за средним ценовым сегментом.

Экспансия инновационного бизнеса имеет сильную позитивную сторону: позволяет инвестировать в будущее, то есть в прибыльное коммерческое предприятие на острие прогресса. С государственным проектами это обычно невозможно, поэтому коммерческий сектор отхватывает все больший кусок инвестиционного пирога, а для инвесторов открываются новые перспективные направления для долгосрочных вложений.