Угрожает ли Android смартфонам Apple?

После презентации нового смартфона, iPhone SE, 21 марта 2016 г. некоторые эксперты усомнились в способности Apple конкурировать с новыми сильными новинками на базе Android. Некоторые негативные тенденции действительно наблюдаются, но они могут означать для Apple не начало проблем, а новые возможности.

Прибыль компании Apple Inc. (AAPL, NASD) во многом зависит от рынка смартфонов. В прошлом году 66% от общего дохода компания получила от продажи iPhone, поэтому любые изменения в этом сегменте привлекают внимание акционеров и потенциальных инвесторов. В последние два года конкуренция на этом рынке растет, смартфоны с шестой версией ОС Android получили массу новых возможностей и при меньшей цене составляют серьезную конкуренцию iPhone.

Однако, во многом негативные настроения в отношении Apple традиционны для апреля, когда пик рождественских продаж позади, а продажи первого квартала слабы, как всегда. Кроме того, в феврале-марте выходят новинки от производителей мобильных устройств, и Android-индустрия сосредоточена вокруг новостных поводов выставки Mobile World Congress. В этот период Android достигает своего пика, тогда как Apple наоборот в минимуме.

В то же время Apple поддерживает главный принцип мобильного бизнеса — своевременное обновление линейки продукции для удержания пользователя. Мартовский выход iPhone SE не стал сенсацией, которая привела к ажиотажу у дверей магазинов Apple, но дала пользователям высокопроизводительный карманный смартфон, который может конкурировать с новыми мощными устройствами на Android. Позднее в этом году выйдет iPhone 7, который станет заменой модели iPhone 6. Таким образом Apple поддерживает актуальность своего предложения, и в этом плане смартфоны компании не теряют конкурентных преимуществ перед устройствами на Android.

Уверенность инвесторов в стабильности марки iPhone выражается и в росте акций, стоимость которых увеличивались весь март: с $96,69 (29.02.2016) до $110,96 (06.04.2016). В настоящее время наблюдается коррекция. На торгах 8 апреля ценная бумага AAPL стоила $108,66.

Угрожает ли Android смартфонам Apple?

Большее опасение у инвесторов вызывает увеличение продаж через магазины сторонних предприятий розничной торговли и одновременное сокращение продаж непосредственно через торговые точки Apple Inc. По данным Consumer Intelligence Research Partners, в 2015 г. американские покупатели купили 11% iPhone напрямую у компании Apple, тогда как два года назад эта цифра составляла 16%. При этом доля продаж через сторонние магазины и веб-сайты выросла за этот период с 65% до 76%.

Судя по всему, покупатели предпочитают торговые точки с широким выбором разной продукции, тогда как в магазинах Apple продаются только изделия компании. Также сторонние продавцы часто предлагают более выгодные цены для покупки в рассрочку. Для Apple это может быть негативной тенденцией, так как в сторонних магазинах покупатель знакомится с широким ассортиментом и предложениями альтернатив iPhone. Также, потенциально, покупатель может столкнуться с негативным опытом покупки и обслуживания продукции Apple. Все это может отрицательно сказаться на прибыли компании Apple, хотя компания и предприняла ряд шагов для привлечения покупателей. В частности в сентябре компания предложила собственный «льготный» тарифный план: около $32 в месяц за базовый 16 Гб iPhone 6S.

Однако, скорее всего, проблема с «уводом» покупателей незначительно повлияет на бизнес компании в целом. В 2015 г. Apple глобально продала примерно на50% больше iPhone по сравнению с 2013 г. Кроме того, появление смартфонов от Apple в многочисленных магазинах помогает лучше представить марку и создать более масштабную и прочную экосистему для компании. Также не стоит забывать о большом потенциале сегмента услуг от Apple, который вырос с $3,2млрд в 2010 г. до $14,5 млрд в 2015 г. По оценкам Credit Suisse, прибыль от услуг Apple может увеличиться к 2020 г. до $34 млрд. Другими словами, Apple не теряет репутацию надежного бизнеса с долгосрочной позитивной перспективой.