Tesla и GM: два пути для автопрома?

Успешный старт предпродаж Tesla Model 3 заставил поволноваться акционеров традиционных автопроизводителей, имеющих многолетний опыт работы на рынке. Однако такие компании, как GM, продолжают развиваться и активно внедряют инновации.

За несколько дней предпродажи нового электромобиля от Tesla Motors Inc. (TSLA , NASD) приблизились к 300 тыс. Это рекорд для электромобилей. Означает ли ажиотажный спрос первых дней готовность потребителей отказаться от бензиновых авто в самом популярном сегменте машин средней стоимости для ежедневных поездок? Готовы ли крупные автопроизводители к конкуренции с новым поколением машин, которые предлагают пользователям множество преимуществ за те же деньги?

Прежде всего Tesla Model 3 предлагает автовладельцам долгожданный отказ от бензинового или дизельного мотора. Низкий КПД, вредные выбросы, дорогое обслуживание и низкая надежность — это врожденные недостатки двигателя внутреннего сгорания (ДВС), которые победить невозможно. Работа ДВС — это десятки параметров, которые непрерывно нужно контролировать. Такая сложность чревата инженерными ошибками, особенно в софте, что в последние десятилетия стало причиной множество шумны отзывов машин с рынка, к сожалению часто после автокатастроф с гибелью людей. К тому же ужесточение экологических требований постоянно "душит" ДВС, лишая их единственного преимущества — хорошей динамики. Единственное, что позволяло держаться ДВС на плаву — это большой запас хода на одной заправке. Однако и это преимущество теперь под вопросом.

Tesla Model 3

Tesla Model 3 будет стоит от $35 тыс. за машину в базовой комплектации без учета налоговых льгот, которые могут существенно снизить их цену для конечного американского пользователя. У концерна GM есть несколько машин в аналогичном ценовом диапазоне. Возьмем их, как некий индикатор потенциала традиционных автопроизводителей в среднем ценовом сегменте на самом емком американском автомобильном рынке.

Имея намерение приобрести в 2017 г. новый автомобиль среднего ценового диапазона, покупатель может обратить внимание на заднеприводный седан Cadillac ATS от концерна General Motor (GM, NYSE). За $35,2 тыс. покупатель получает машину в стандартной комплектации с турбированным мотором объемом 2,0 л и скоростью разгона до 100 км/ч за 5,6 сек. Из электронных систем в такой машине только система стабилизации и мультимедиа. Электронные ассистенты, помогающие избежать аварии, появляются лишь в премиум-версии за $45,1 тыс.

Cadillac ATS

В Tesla Model 3 сразу предлагается встроенное оборудование для автовождения, которое впоследствии можно модернизировать с помощью загрузки нового софта. Это важное конкурентное преимущество, особенно для водителей с небольшим опытом и пожилых людей. По динамике Model 3 не проигрывает (6 сек до 100 км/ч), но при этом имеет нулевые выбросы и избавлена от множества потенциальных проблем, которые может доставить ДВС.

Запас хода у обеих машин близок. Впервые электромобиль способен ощутимо ударить по главному преимуществу машин с ДВС. На одном заряде в городе Model 3 может проехать 346 км, в то время как Cadillac ATS на одном баке — 566 км. Разумеется, разница есть, но она не катастрофическая, и для большинства поездок дом – офис – магазин – дом не имеет особого значения.

При этом стоимость заправки у электромобиля намного дешевле. Например, один "бак" для Model S обходится американскому потребителю примерно в $8 - $3,5 в зависимости от штата и времени суток. Полный бак для Cadillac ATS будет стоить около $64. При пробеге примерно в 20 тыс. км в год бензиновая машина потребует на топливо $2,2 тыс., а электромобиль Tesla Model S — в худшем случае около $400. Даже если Model 3 будет на треть менее экономичной, чем Model S, экономия все равно очень существенная.

Конечно, бензиновую машину можно заправить за пару минут на любой из многочисленных заправок, но следует учесть, что пользователь электромобиля хотя бы теоретически может самостоятельно обеспечить свою машину энергией с помощью домашних солнечных панелей или ветряка. К тому же он может использовать аккумулятор авто как источник электроснабжения дома в случае экстренной ситуации. Для американских пригородов все это серьезные преимущества наряду с доступной розеткой в гараже собственного дома.

Таким образом, массовый выпуск относительно доступного электромобиля может серьезно сократить аналогичный сегмент машин с ДВС. Вопрос только в том, сможет ли Tesla Motors организовать масштабное производство, способное влиять на американский и глобальный автомобильный рынок. В понедельник 4 апреля 2016 г. Tesla отчиталась о поставках своих машин (без учета Model 3) и выяснилось, что в первом квартале 2016 г. компания поставила 14820 машин вместо запланированных 16 000. В настоящее время Tesla удается производить 60-90 тыс. машин в год, но новая Model X столкнулась с нехваткой отдельных запчастей, из-за чего поставки задержались.

Эта новость привела к снижению стоимости акций компании на 4%, хотя в понедельник ценная бумага TSLA все же достигла максимальной стоимости с сентября 2015 г., превысив отметку в $250. В настоящее время акции торгуются по $246,99. Очевидно, что рынок будет остро реагировать на способность Tesla Motors справляться с развитием по-настоящему массового производства. Строительство гигантского завода по производству литий-ионных аккумуляторов показывает, что Tesla готова принять этот вызов, но все равно эта задача остается сложной.

Tesla и GM: два пути для автопрома?

В то же время, крупные автопроизводители, такие как GM, обладают мощной базой для массового выпуска новинок. GM также активно исследует рынок и в 2017 г. запускает в производство новую версию своего гибрида Chevrolet Volt (от $33,2 тыс). От большинства аналогичных машин этот гибрид отличается тем, что может проехать 85 км на аккумуляторе, то есть без включения ДВС. Это расширяет возможности автомобиля: короткие поездки можно совершить на дешевой электротяге, а в дальних не беспокоится о зарядке аккумулятора. К сожалению, такое гибридное решение скорее обусловлено страхом покупателей остаться в пути без энергии, нежели техническим совершенствованием автомобиля. В Volt установлен все тот же ДВС со своими недостатками, к тому же динамика у гибрида хуже, чем у вышеупомянутых Cadillac и Model 3. Судя по всему, концепция переделки бензиновой машины в электромобиль или гибрид исчерпала себя. Об этом косвенно свидетельствует относительно невысокая популярность Nissan Leaf и прочих электромобилей, созданных на шасси машин с ДВС. В свою очередь, изначально разработанная под электротягу Tesla Model S имеет уникальные качества, такие как самая лучшая безопасность в своем классе.

Chevrolet Volt

Тем не менее, акции таких гигантов, как GM, пока не теряют своей привлекательности. Спрос на машины с ДВС все еще очень высокий и на американском рынке увеличился в начале 2016 г. Это привело к росту акций GM примерно с $26,5 в середине февраля до нынешних $29,9 на торгах 04.04.2016 г. Автопроизводители могут найти долгосрочные перспективы в развитии электронных систем, повышающих комфорт, безопасность автомобилей, а также расширяющих их сферу применения.

Tesla и GM: два пути для автопрома?

Сейчас General Motor делает ставку на автоматические системы вождения, которые имеют не меньшие перспективы, чем электрическая тяга. Лидерство в этой области может помочь GM закрепиться в прибыльных отраслях грузовых и пассажирских, перевозок, военной логистики, городского умного транспорта и т. д. Даже запустить собственное производство электромобилей для GM будет проще, чем для компании Tesla, которая не имеет опыта по-настоящему массового производства машин. Тем более Tesla выложила в открытый доступ все свои технологии и отказалась от патентов на них, что открывает дорогу для копирования удачных решений другими автопроизводителями.

Но следует помнить успех маркетинговой политики Apple. Пока Tesla повторяет путь самой знаменитой компании Кремниевой долины и является хэдлайнером всех технологических новостей. На этой волне можно создать очень успешный и прочный бизнес. Первые сотни тысяч обладателей Model 3 могут породить мощную волну социальной рекламы и обеспечить Tesla быстрый долгосрочный рост. Все, что для этого нужно, у компании есть. Главная ставка сейчас на реальные потребительские качества нового автомобиля.