Вам письмо: мессенджер Slack разместит акции на Нью-Йоркской бирже

20 июня разработчик сервиса для корпоративной переписки Slack, который оценивается в $7 млрд, разместит свои акции на NYSE под тикером SK в обход процедуры IPO. Зачем нужно прямое размещение, и какие перспективы у технологической компании?

Зачем нужно прямое размещение (DPO)

Практика прямого размещения акций (direct public offering) становится все более популярной среди технологических стартапов. Например, год назад таким способом выхода на биржу воспользовался стриминговый сервис Spotify. Direct listing стоит гораздо дешевле, и молодая компания не потеряет часть своей прибыли на услуги банков-андеррайтеров, которые организуют процесс IPO и берут за свои услуги от 2% до 8% от объема привлеченных средств.

Прямое размещение экономит деньги на посредниках и позволяет инвесторам и даже рядовым сотрудникам, владеющим акциями компании, продать ценные бумаги напрямую на бирже. При этом цену акциям назначает сам рынок, а не инвестиционные банкиры, как в ходе IPO. В случае со Slack, компания привлекла к размещению Morgan Stanley для обработки входящих заявок от потенциальных покупателей - так станут известны суммы, которые люди готовы заплатить за акции компании, и на основе этих данных будет назначена первоначальная цена. Также, в отличие от IPO, при DPO не может быть дополнительного размещения акций.

У такого способа выхода на биржу есть и свои минусы. Во-первых, компании нужно самой организовать процесс торговли, во-вторых, нет никаких гарантий, что все акции будут проданы, и в-третьих, стоимость таких акций может сильно меняться за короткий промежуток времени даже во время внутридневного трейдинга. Так было со Spotify: в день начала торгов акции стоили $149, к июлю их цена выросла до $196,28, а к концу года упала до $121.

История Slack

Slack - это удачный пример того, как компания сменила направление своей деятельности во время работы и только выиграла от этого. Slack Technologies выросла из основанной в 2009 году игровой платформы Tiny Speck. К 2013 году сооснователь и гендиректор Slack Стюарт Баттерфилд (также известный как сооснователь фотохостинга Flickr) понял, что самая сильная сторона Tiny Speck - внутриигровой мессенджер, и так появилась компания Slack.

Ее флагманский продукт - универсальный корпоративный мессенджер, который объединяет в одном окне все чаты и сторонние сервисы по обмену сообщениями и данными, среди которых Dropbox, Google Drive, Google Docs, Twitter, Trello и MailChimp. В бесплатной версии Slack можно интегрировать чаты максимум с 10 сторонними сервисами, а разные версии платной подписки позволяют расширить функционал.

К моменту официального запуска в 2014-м году у сервиса были 16 тысяч активных пользователей, а к концу того же года их число увеличилось до 285 тысяч, 73 тысячи из которых подключили платные услуги. К этому времени Slack уже провел два инвестиционных раунда и оценивался в $1,12 млрд.

В начале 2015 года серверы Slack взломали, и злоумышленники получили доступ ко всем данным пользователей компании. Тогда у мессенджера появилась двухэтапная идентификация, и репутация бренда сильно не пострадала. В том же 2015-м компания преодолела отметку в один миллион пользователей, к 2016-му их число увеличилось до двух миллионов, стоимость компании - до $3,8 млрд, и ее безуспешно пыталась приобрести Microsoft.

Такому успеху помогла репутация Баттерфилда, которого знали в Кремниевой долине и до Slack, поэтому с самого начала основания компании о ней было много публикаций в прессе. Новый сервис позиционировали как аналог надоевшей корпоративной почте. В момент запуска Slack количество взрослых американцев, у которых есть смартфоны, впервые достигло 50% от населения, и идея о постоянной связи в любое время стала нормой - особенно среди деловых людей.

Slack сейчас

Сейчас Slack — это основное средство для корпоративной коммуникации для многих предприятии в 150 странах мира. Все сервисы доступны в одной программе, совместимой со всеми современными ПО компьютеров и смартфонов, они поддерживают восемь языков, а интегрировать мессенджер можно более чем с 1 500 сторонних программ. 

По данным на 31 января 2019 года, у Slack более 10 млн активных пользователей, среди которых: 600 тысяч организаций с тремя и более пользователями, 88 тысяч платных клиентов (на 49% больше, чем в 2018 году) и 500 тысяч разработчиков, которые создают сторонние приложения на основе Slack. Число таких приложений уже превысило 450 тысяч. При этом 40% прибыли Slack приносят 575 крупных клиентов с ежегодными контрактами более чем на $100 тысяч. Так, за прошлый год выручка компании составила $400,55 млн (рост на 82% c 2017 года), при чистом убытке $138,9 млн.

Перспективы Slack

По данным Grand View Research, к 2024 году мировой рынок коммуникаций достигнет объема в $143,5 млрд – это значит, что компании есть куда расширяться. Главными драйверами роста Slack станут транснациональные корпорации, которые особо нуждаются в эффективном инструменте для коммуникации между сотрудниками из разных уголков мира. 

Что касается рисков, то аналитики говорят, что Slack может начать разработку собственных дорогостоящих систем для соблюдения новых законов о пользовательских данных, в том числе Общего регламента Европейского союза о защите персональных данных. Для создания такой системы Slack понадобятся серьезные финансовые вложения.



Новости мировых финансовых рынков