Охота на склад. Почему Баффет включил Costco в инвестиционный портфель

Розничная сеть для мелких оптовиков Costco Wholesale (NASDAQ: COST) отчиталась за второй квартал 2019 года (для этой компании он заканчивается 17 февраля). Чистая выручка выросла на 7,3%. У компании более 200 точек в 10 странах, и больше половины роста ей обеспечили продажи за пределами США. Прибыль на акцию оказалась на 19% выше ожиданий. Акции ретейлера выросли на 6% с момента публикации отчетности. Не поздно ли еще инвестировать в компанию?

Частично ответ на этот вопрос дает самый известный в мире финансист Уоррен Баффет. Тремя неделями ранее он опубликовал годовой отчет, в котором раскрыл текущую структуру портфеля своей Berkshire Hathaway. 31 декабря 2018 года он вложил в Costco почти $1 млрд. Сейчас его фонд находится на 15-м месте среди других институциональных инвесторов, которым в сумме принадлежит 73% акций Costco.

За что Баффет и другие крупные управляющие с Уолл-Стрит так полюбили эту компанию?

Косты Costco

«Торговый склад» Costco (именно так компания называет свои магазины) внешне мало чем отличается от Metro, к которому уже привыкли российские покупатели. Но внутри картина различается кардинально. Клиент Costco не платит за тщательную раскладку товаров на полках. Чаще всего товар представлен в разрезанных упаковках от производителя.

В связи с этим менеджмент называет свою компанию сетью магазинов для «искателей драгоценностей». Если вы заметили на полке интересный товар, времени на раздумья «брать-не брать» мало: в следующий раз товара может уже и не быть. Покупатели ходят в магазин как на охоту.

Не заботясь об упаковке, Costco добивается высоких темпов товарооборота. На реализацию товара у Costco уходит в среднем 2,63 дня. Это один из лучших показателей в отрасли. Оборачиваемость товаров у WalMart (WMT) составляет 8.53, Amazon.com (AMZN) — 8.1, Target (TGT) — 5.91.

Costco могла бы продавать товары еще быстрее, если бы не одна особенность ее платежной политики. С 1996 по 2016 год ее магазины принимали к оплате только карты American Express. Компания объясняя это желанием сэкономить на издержках (и снизить отпускные цены), избежав выплаты комиссий за транзакции платежным системам.

С 2016 года компания расторгла соглашение с American Express и перешла на Visa. В январе 2019-го Costco и CitiBank выпустили специальную карту Costco Anywhere Visa Card by Citi — она принимается на всех зарубежных «складах» Costco.

Обладатели банковских карт других платежных систем могут оплатить покупки в онлайн-магазине компании. Это направление выросло на 26%, хотя воспользоваться этой возможностью могут только жители Мексики, Кореи, Тайваня, Великобритании и Канады.

В отличие от Метро и WalMart, Costco не рекламирует свои товары. Единственным рекламным продуктом является ежедневный флаер, выдаваемый на входе покупателям. Информации об акциях, проводимых в сети, нет даже на сайте компании. Хотите узнать о скидках? Приходите на «склад».

Привычных торговых консультантов в магазинах Costco тоже нет. Все рядовые работники носят рабочие жилеты и ботинки со стальными носками — даже кассиры. 

Клуб находчивых

11 марта ведущий популярного шоу Mad Money на канале CNBC Джим Крамер в эфире 11 марта призвал зрителей покупать акции Costco, восхитившись ее системой членских взносов.

Costco развивает бизнес по «клубной» модели. Членами клуба могут стать только юридические лица — в этом сеть похожа на ближайшего конкурента, немецкую Metro. Стоимость членства варьируется по странам. Например, жители Великобритании платят минимум 24 евро в год, Франции — 36 евро. Американцам право «поохотиться» на складе обойдется в $60-$120 в зависимости от тарифа. При чем, в клуб берут далеко не всех. Так, членом клуба в Великобритании могут стать лишь представители определенных профессий. При вступлении компания требует документы, подтверждающие уровень доходов и счета на оплату коммунальных услуг для проверки адреса проживания.

Доход от продажи членских карт, по данным на февраль 2019 года составил $768 млн за год. Плата за членство в клубе не дает возможность покупателю получить скидку на товары, зато может быть полностью амортизирована. В результате компания не включает членские взносы в прибыль — и не платит с них налоги.

Заплатив годовой взнос просто за право попасть в магазин, покупатели начинают ходить в магазины охотнее. И продляют подписку на следующий год: в 90% случаев в Северной Америке и 87% во всем мире.

Отчасти сеть пользуется популярностью благодаря сверхлояльной политике возврата товаров. Costco принимает товары без объяснения причины возврата. Ограничение по сроку возврата распространяется только на электронику (товар можно сдать в течение 90 дней с момента покупки). Ювелирные изделия принимаются к возврату также без причины, а чек понадобится лишь при возврате бриллиантов размером больше 1 карата. Возвращая товар, клиент даже не заполняет документы: вся информация о нем и его транзакциях содержится в клиентской базе. 

Местные связи

В отличие от WalMart, Costco включает в ассортимент продукцию местных производителей. По данным JapanTime, только 40% ассортимента Costco приходится на импорт.

Работа с местными производителями не только увеличивает поток покупателей, но и позволяет выигрывать на валютных операциях. Колебания валютных курсов доставляют WalMart много неприятностей, особенно когда доллар укрепляется. Costco, наоборот, от усиления доллара выигрывает — ослабление местной валюты позволяет сети покупать товары у местных поставщиков на более выгодных условиях. По данным Montley Fool, в 2018 году за счет усиления американского доллара выручка компании от продаж в Канаде выросла на 2,4%, и на 4% в целом в других странах. 

Будьте счастливы

Международный сервис поиска работы Indeed ставит Costco на первое место по условиям труда, социальным пакетам для работников и среднему времени работы сотрудника в компании. Ритейлер обгоняет таких грандов, как Apple, Starbucks, General Motors, Boeing, Microsoft, AT&T (в общей сложности в списке 15 компаний).

На статистику по среднему времени пребывания в компании работает и ее гендиректор Крейг Джелиник. Он начал карьеру в Costco 35 лет назад, а в 2012-м занял позицию CEO. При этом Джелиник является всего лишь вторым по счету гендиректором Costco за все 46 лет ее существования. Forbes включил его в список «10 самых любимых СЕО Америки». Кредо Джеллиника: «Инвесторы и покупатели должны быть счастливы».



Новости мировых финансовых рынков