SoftBank — крупнейшее IPO со времен Alibaba

19 декабря на Токийской фондовой бирже стартуют торги акциями компании SoftBank Corp. Это третий по числу абонентов сотовый оператор в Японии. Входит в состав транснационального конгломерата SoftBank Group, присутствующего на рынках телефонии, доступа в интернет, инвестиций, розничной торговли и других, в том числе посредством владения крупными долями в Alibaba, Yahoo Japan и Uber.

Компания разместит на открытом рынке 1 млрд 764 млн акций, или 37% от общего объема акций, по цене 1,5 тыс. йен (примерно $13) за бумагу. Остальные 63% останутся за SoftBank Group.

Организаторы размещения — инвестбанки Nomura, Goldman Sachs, Deutsche Bank, Mizuho Financial Group, JPMorgan и Sumitomo Mitsui Financial Group.

Почему стоит обратить внимание на SoftBank Corp.

  • Доверие инвесторов

На акции компании очень высокий спрос. Изначально SoftBank Corp. планировала разместить 1 млрд 604 млн акций, а в случае высокого спроса — еще 160 млн.

Книга заявок закроется только 18 декабря, но уже на 13 декабря компания получила заявки на покупку всего объема акций, включая дополнительные. В результате она привлекла 2,65 трлн йен, или $23,5 млрд — больше привлек только китайский онлайн-ретейлер AliBaba в 2014 году ($25 млрд). В Японии же размещение SoftBank Corp станет крупнейшим.

По данным Bloomberg, около 80% заявок поступило от физлиц (это типичная ситуация для японских компаний; в США, для сравнения, на физлиц приходится 10-20%).

  • Умеренные финансовые показатели для зрелого бизнеса

Выручка Softbank Corp в 2018 финансовом году (окончился 31 марта 2018 года) выросла на 1,8% год к году, за два года — на 4%. Темпы роста выручки в 2018 году замедлились по сравнению с приростом в 2017-м (тогда прирост составил 2%). Но это нормальное явление для зрелой компании из-за уже занятой большой части доли рынка.

Маржа EBIT незначительно снизилась, составив 18,1% (против 19,5% в 2017 году и 18,9% в 2016-м). Снижение произошло из-за небольшого роста себестоимости за счет подорожания обслуживания и товаров).

Чистая прибыль на протяжении последних трех лет стабильно превышала 400 млрд йен. В 2018 году прибыль снизилась относительно 2017 года на 7%, а с 2016 года выросла на 1,5%. Снижение относительно 2017 года связано со снижением операционной прибыли (под влиянием роста операционных расходов).

Если же взглянуть на данные за первое полугодие 2019 финансового года (завершилось в сентябре), маржа EBIT выросла на 2 процентных пункта год к году, до 25%. То есть, компания постепенно снижает расходы и увеличивает показатели валовой маржи.

  • Потенциал роста на 28% по DCF и на 33% по P/B к верхней границе IPO

Капитализация IPO должна составить $63,8 млрд.

Мультипликаторы, исходя из отраслевой зависимости ROE и P/B, указывают на оценку в 9,6 трлн йен ($84 млрд) из P/B в 8,1x; потенциал роста — 33%. DCF-модель дает оценку на уровне в 9,2 трлн йен ($81 млрд) с целевой ценой в 1,9 тыс. иен за бумагу ($16,9), но потенциал роста при этом составляет 28%.

  • Перспективы роста

Выручка, согласно консервативному прогнозу «Фридом Финанс», до 2028 года будет расти в среднем на 2% в год. При прогнозировании учитывались долгосрочные темпы роста экономики Японии (2%) и среднегодовые темпы роста выручки SoftBank Corp. за последние 3 года, которые тоже составили 2%.

Маржа EBIT, согласно консервативному прогнозу, к 2028 году вырастет на 0,13 процентного пункта, до 18,2%. Ожидание небольшого роста связано с выходом в 2019 году на рынок сотовой связи еще одного крупного игрока — компании Rakuten.

Возврат на инвестированный капитал (ROIC) в зрелом периоде «Фридом Финанс» консервативно приравнял к затратам на капитал в 6%. В итоге средние реинвестиции в зрелом возрасте для дальнейшего роста будут составлять 34% от операционной прибыли после налогов.

  • Привлекательные дивиденды

По утверждению главы компании Масаеси Сона, SoftBank Corp после IPO будет направлять на дивиденды акционерам 85% от чистой прибыли.

При прогнозировании дивидендной доходности аналитики «Фридом Финанс» оставили маржу чистой прибыли на текущих значениях в 11,6% до 2028 года. Доходность к оценке IPO в 2019 должна составить 5%, а к 2028 году — 6%, если маржа чистой прибыли останется неизменной.

  • Сильный бренд

SoftBank Group существует 37 лет. Сейчас это один из крупнейших в мире инвесторов в IT-бизнес. Группа поддерживает высокий уровень диверсификации своего бизнеса, приобретая доли в компаниях, присутствующих на самых разных рынках по всему миру. В числе ее активов, помимо Alibaba, Yahoo Japan и Uber, крупные доли в Sprint (четвертый по числу абонентов сотовый оператор в США), WeWork (компания предоставляет рабочие пространства — так называемые коворкинги — для компаний и фрилансеров по всему миру), Grab (сингапурская логистическая компания, также присутствует на рынке каршеринга и доставки еды), Hike (индийский мессенджер), OYO Rooms (индийская сеть отелей, присутствует в странах юго-восточной Азии), Katerra (американская строительная компания), Improbable Worlds (британский разработчик программного обеспечения для видеоигр), PingAn Heath Cloud (китайская финансово-страховая компания) и других компаниях. Только 12 декабря SoftBank Group совместно с Alibaba сообщили, что вложили $1,1 млрд в крупнейший онлайн-маркетплейс Индонезии Tokopedia.

В числе 100-процентных дочек SoftBank Group, помимо SoftBank Corp., компании ARM (британский разработчик архитектуры процессоров для мобильных устройств), Softbank Vision Fund (крупнейший в мире фонд инвестиций в технологические компании по всему миру), ARM Holdings (британский разработчик архитектуры процессоров для мобильных устройств) , Fortress Investment Group (американская инвестиционная компания) and Boston Dynamics (американская компания, специализирующаяся в сфере робототехники). Объем Vision Fund, в частности, на 24% превышает годовой объем всей индустрии венчурного капитала в США ($93 млрд против $75 млрд).

Совокупный размер активов SoftBank Group составляет около $220 млрд.

Основатель SoftBank Group — 61-летний Масаеси Сон, сын бедного корейского мигранта – рыбака — вошел в историю как человек, который провел одну из самых успешных инвестиционных сделок в IT (в 1996 году вложил $1 млн в Yahoo и через три года этот миллион превратился в $3 млрд), впоследствии пережил крупнейшую единовременную потерю в истории бизнеса ($70 млрд, или 93% личных вложений, в 2000 году на «лопнувшем пузыре» доткомов) и в итоге восстановил компанию и остался на плаву (на 13 декабря 2018 года его личное состояние превышало $22 млрд, по данным Forbes).

Зачем SoftBank Group выводить свою «дочку» на открытый рынок 

Конгломерат хочет разделить свой бизнес на два крупных сегмента: инвестиционный бизнес и мобильное подразделение, куда, соответственно, входит SoftBank Corp.

Ключевые риски для Softbank Corp

  • Вмешательство государства в цены

Японское операторы мобильной связи попали под пристальное внимание правительства за высокие тарифные планы. Правительство страны полагает, что у мобильных операторов есть возможность снизить тарифы на 40%, даже несмотря на рост расходов на модернизацию своих сетей.

  • Ценовая война и усиление конкуренции

Лидер рынка, компания Docomo, заявила о готовности снизить тарифы, тогда как компания KDDI (второй по числу абонентов в Японии) не собирается это делать, так как ввела уже более низкие ставки.

Но проблема в том, что если один из ведущих игроков все же снизит тарифы, остальным компаниям скорее всего тоже придется это сделать. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на чистой прибыли. Кроме того, Rakuten, которая выйдет на рынок в 2019 году, намерена стать «народным» сотовым оператором с низкими тарифами.

Впрочем, Сон заверяет, что снижение тарифов и конкуренция не окажут заметного влияния на выручку SoftBank Corp, так как компания рассчитывает снизить расходы путем сокращения 40% персонала за счет автоматизации и перевода некоторых сотрудников в другие подразделения SoftBank Group.

  • Политические риски

Инвестфонд Vision Fund (100-процентная дочка SoftBank Corp.) получил $45 млрд от Саудовской Аравии. Последние месяцы власти этой страны находятся под давлением со стороны США и Евросоюза в связи со смертью саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи в Турции. Хашкаджи исчез 2 октября: он вошел в саудовское генконсульство в Стамбуле и после этого его никто не видел. По версии турецкой генпрокуратуры, Хашкаджи был убит и к этому причастны саудовские подданные. В условиях давления на Эр-Рияд есть риск вывода средств из Vision Fund.

Кроме того, правительство Японии планирует запретить закупки у китайских производителей мобильных телефонов Huawei и ZTE.



Новости рынка ценных бумаг