Первый день торгов и будущее площадки фриланса Upwork

Акции американской компании Upwork Inc. (UPWK, NASDAQ) в первый день торгов 3 октября подорожали на 41,2% до $21,18. После торгов акции прибавили еще 0,9%. В результате рыночная оценка Upwork превысила $2 млрд. Во многом высокая оценка связана с тем, что Upwork работает в сфере услуг для дистанционной работы, что считается перспективным направлением. Тем не менее, у Upwork есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать при долгосрочных инвестициях.

Upwork позиционирует себя как онлайн-платформа, которая позволяет найти дистанционного работника-фрилансера для разовой или постоянной работы. По словам главы Upwork Стефана Касриэля (Stephane Kasriel), миссия его компании — помощь компаниям в поиске внештатных программистов, дизайнеров, юристов, бухгалтеров и т. д.

Компания Upwork была создана в 2014 г. в результате  слияния конкурирующих платформ Elance и oDesk. Это были одни из первых крупных площадок, с помощью которых фрилансеры искали работу.

Дистанционная работа действительно является позитивным глобальным трендом. Она устраняет многие барьеры, дает доступ к дешевой рабочей силе и повышает эффективность труда. Благодаря этому Upwork смогла увеличить выручку на 28% за шесть месяцев, закончившихся 30 июня. Однако выручка остается относительно невысокой: $107,4 млн за шесть месяцев. При этом компания завершила полугодие с убытком $7,2 млн. Эти показатели — отражение особенностей бизнеса Upwork.

Дело в том, что выручка Upwork зависит от того, сколько работодатели заплатили фрилансерам через платформу Upwork (компания взимает 14-15% с транзакции). И здесь Upwork является жертвой собственной концепции бизнеса. Работодатели идут на площадку Upwork, чтобы найти дешевую рабочую силу из регионов с более низкой оплатой труда. Соответственно, это создает меньший денежный поток через площадку Upwork. Помимо этого есть множество альтернативных способов оплаты труда, минуя Upwork.

Upwork пытается решить эту проблему. В частности, в прошлом году была создана площадка, на которой взаимодействуют фрилансеры и работодатели исключительно из США. Пока рано судить о ее эффективности, и борьба Upwork за высокую оплату труда фрилансерам на ее площадке остается главным долгосрочным риском для компании.

В то же время, более половины миллениалов в США так или иначе трудятся дистанционно. Во многих случаях это обычная работа или подработка, найденная на «традиционных» сайтах с вакансиями.

Upwork приходится тратить значительные средства для того, чтобы привлечь крупных работодателей на свою площадку. Успех Upwork зависит от того, какой выбор сделает крупный бизнес в долгосрочной перспективе. Рынок найма дистанционных работников в начальной стадии развития. Не исключено, что он будет интегрирован в традиционные механизмы HR, а специализированные площадки займут узкую нишу найма дешевой рабочей силы для разовых заказов.

Новости Nasdaq