Японский мессенджер Line выходит на IPO: экзотика с миллиардной выручкой

В июле японский онлайн-мессенджер Line выходит на публичный рынок в Токио и Нью-Йорке. Этот выход на IPO очень важен для технологической индустрии, поскольку впервые инвесторы будут давать оценку бизнесу, построенному на обмене сообщениями в интернете. При этом японская компания Line имеет ряд уникальных характеристик, которые отличают ее от европейских и американских аналогов. В настоящее время Line оценивается в $5 млрд. Мессенджер Lineобладает широким функционалом и позволяет обмениваться сообщениями, фото, файлами, совершать бесплатные голосовые звонки.

Прошло более двух лет с тех пор, как Facebook купил мессенджер WhatsApp за крупную сумму в $18 млрд. Однако до сих пор мессенджеры на IPO не выходили, поэтому качество бизнеса этих компаний сложно оценить. Кроме того, в прошлом году мировой рынок IPO был рекордно низким: IPO привлекли $242 млрд, что на 20% меньше, чем в 2014 г. В 2016 г. глобальные выходы на IPO привлекли в общей сложности $16,9 млрд в первом квартале и $23,4 млрд во втором квартале. В связи с этим выход Line на публичный рынок представляет интерес.

Мессенджер Line в 2015 г. увеличил продажи на 38% — до $1,12 млрд. Так же, как и Snapchat, мессенджер Line монетизирует свой сервис с помощью рекламных объявлений. Также компания использует приложение для обмена сообщениями как платформу для предоставления более широкого спектра услуг, например, игр, электронной коммерции, рекламы и стикеров. Последний сегмент — уникальная характеристика Line. Продажи стикеров составляют четверть дохода компании — $268 млн, также небольшую, но стабильно растущую часть дохода обеспечивает лицензирование анимированных персонажей, принадлежащих Line.


У Line в настоящее время 218 млн пользователей. Около 70% дохода Line приходится на контент и связь, а 30% — на рекламу. При этом компания рассчитывает увеличить доход за счет ожидаемого роста потребления мобильного контента, который, по прогнозам, вырастет с $75,6 млрд в 2015 г. до $256 млрд в 2020 г.

Потенциальным риском при инвестировании в Line является медленный рост числа пользователей, который составил +1% в 2015 г. При этом большая часть пользователей Line сосредоточена в четырех странах: Япония, Тайвань, Таиланд и Индонезия. Впрочем, Япония — стабильный рынок, который обеспечивает более 67% доходов Line. В Японии на цифровые рекламные объявления рекламодатели ежегодно тратят $40 млрд. На Тайване и в Индонезии намного меньше: $500 млн и $300 млн. В то же время эти рынки развиваются и в будущем могут догнать по объему рекламный рынок Японии. Line доминирует на названных рынках и может получить значительный рост доходов.

Вторым риском является замедление темпов роста бизнеса Line со стикерами. Также в сегменте игр уменьшается количество пользователей.

Впрочем, несмотря на возможное замедление в некоторых сегментах, бизнес Line имеет стабильный растущий доход. Также компания экспериментирует с новыми сервисами, такими как доставка и чат-боты.

Средства, привлеченные на IPO, компания Line планирует использовать для расширения присутствия на глобальном рынке. Трудно сказать, будет ли мессенджер Line популярным и сможет ли бороться с такими сильными игроками, как WhatsApp, Skype, Facebook Messenger и др. Возможно, японская экзотика придется пользователям по вкусу, к тому же Line может предложить новые услуги, которых нет у конкурентов.



Новости рынка ценных бумаг