Lyft – беспилотный выход на IPO

Сервис частного такси Lyft в 2015 г. показал худшие результаты, чем ожидалось. Но у компании есть позитивная перспектива остаться без водителей, и с этой идеей Lyft может стать звездой на IPO.

Такси-сервис Lyft — еще один "единорог", выход которого на IPO может состояться в 2016 г. Сервис Lyft намного меньше, чем его конкурент Uber. Так, Lyft работает в 65 городах США, а не 60 странах, как Uber. Lyft удалось привлечь $1,4 млрд и поднять свою стоимость до $5,5 млрд, в сравнении с $62,5 млрд у Uber. Общее у обеих компаний — это проблемы с водителями.

Lyft – беспилотный выход на IPO

Частным такси-сервисам приходится бороться за сохранение у водителей статуса независимых подрядчиков. Регуляторы и традиционные таксопарки в разных странах мира считают, что сервисы частных такси снижают доход и защищенность водителей. Борьба идет с переменным успехом, например, Lyft недавно пришлось выплатить своим водителям $12,25 млн, чтобы сохранить за собой право не считать их нанятыми работниками. Если бы Lyft проиграла, ей бы пришлось выплатить $126 млн в качестве компенсации своим водителям, как наемным служащим.

Прошлый год был сложным для Lyft. Частная компания не публикует финансовые отчеты, но в ноябре 2015 г. в Bloomberg опубликовали информацию по утечке данных из Lyft. Финансовая картина не порадовала потенциальных акционеров: в первой половине 2015 г. убытки компании составили $127 млн, а доход — всего $46,7 млн. И это несмотря на то, что Lyft, как и Uber, экономит значительные средства за счет подрядной формы организации работы с водителями.

Общая статистика по частным сервисам такси и автошарингу также показывает, что они не стали альтернативой личному автотранспорту. Так, по данным исследования транспортной фирмы Kelley Blue Book, в США о сервисах автошаринга слышали только 43 % респондентов и всего 7 % использовали. При этом 75 % заявили о планах по покупке личного автомобиля в течение ближайших трех лет. Не добавляют оптимизма скандалы с сексуальными домогательствами. В частности американский город Остин требует тотального дактилоскопирования всех водителей частных такси-сервисов. В 2015 г. в Остине было всего пять сообщений о ненадлежащем поведении водителей Uber и Lyft, но этого оказалось достаточно для шумных разбирательств в СМИ. С другой стороны, частные такси-сервисы продемонстрировали свои преимущества. В том же Остине на 5,4 % снизилось количество случаев вождения в нетрезвом виде.

Есть ли смысл в раннем выходе на IPO для Lyft? Как известно, сервис Uber собирался выйти на публичный рынок в 2017 г., и Lyft могла бы перехватить часть инвестиций, выйдя на IPO раньше. Кроме того, ранний выход на IPO даст Lyft больше денег на его борьбу с основным конкурентом — компанией Uber, которая теснит Lyft на американском рынке.

С другой стороны, ранний выход — не лучшая идея, если компания все еще не может обеспечить устойчивый ежеквартальный рост. Twitter — пример того, что такие ранние IPO не всегда закачиваются хорошо.

Но у Lyft есть серьезное преимущество: партнерство с автомобильной компанией General Motors, которая в январе 2016 г. объявила об инвестировании $500 млн в Lyft. GM не только предлагает выгодные условия по приобретению и обмену автомобилей для такси-сервиса, но и сотрудничает с Lyft в разработке автономных машин. Отказ от людей в пользу роботов является следующим этапом развития частных такси-сервисов. Это поможет снизить финансовые и репутационные расходы, которые уже достигли минимума в схемах работы Lyft, Uber и тормозят развитие данного вида бизнеса. Кроме того, машинами-роботами смогут пользоваться люди, которые по разным причинам не используют такси с водителем.

На рынке беспилотных такси Lyft может перехватить инициативу у Uber. С этой точки зрения ранний выход на IPO выглядит оправданным и вызовет закономерный ажиотаж на рынке, ведь акции Lyft — первая возможность инвестировать в новые технологии на рынке такси-сервисов.


Новости мировых финансовых рынков