Snapchat – конкурент Facebook приближается к масштабному IPO


Snapchat – конкурент Facebook приближается к масштабному IPO

В 2016 г. ожидается выход на публичный рынок одной из самых динамичных интернет-компаний: сервиса Snapchat для обмена видео и фото. Показатели роста компании ошеломляют, но может ли странная идея превратиться в стабильный долгосрочный бизнес?

Выход Snapchat на IPO может стать долгожданным дождем на американском рынке ценных бумаг, который переживает период "засухи". Постепенно ситуация улучшается: VIX (мера волатильности рынка) падает, институциональный спрос растет, а частные инвесторы ждут появления новых "громких" компаний. Snapchat одна из таких компаний, но ее необычная бизнес-идея ставит многих потенциальных инвесторов в тупик.

Действительно, идея Snapchat на первый взгляд кажется странной. С помощью мобильного приложения Snapchat можно поделиться фото и видео с другими пользователями, но контент не сохраняется в мобильном устройстве, а навсегда исчезает через 10 секунд просмотра. Snapchat хранит фото- и видеоматериалы (так называемые snap-ы) только на своих серверах, а пользователи приложения могут посмотреть повторно только последний snap, да и то лишь раз в сутки. В основном snap-ы — это селфи "одноразового употребления" под общим девизом "Жизнь ярче, когда живёшь моментом". Также Snapchat имеет ряд вспомогательных сервисов, например чат, редактирование изображений, наложение картинок, надписей и логотипов поверх снимка.

Наверняка в данный момент кто-то подумает: "Да это просто очередное мимолетное увлечение подростков, а не ядро для развития серьезного бизнеса". Тем не менее, больше половины аудитории Snapchat старше 25 лет. Сервисом ежедневно пользуются до 100 млн активных пользователей в среднем по полчаса в день. Аккаунты в Snapchat есть у многих звезд шоу-бизнеса, а это в свое время стало основным драйвером роста Twitter. Также к Snapchat подключаются компании и даже ведомства, например на прошлой неделе Госдепартамент США объявил о намерениях использовать сервис для публикации официальных сообщений.

Еще до выхода на публичный рынок Snapchat оценивают в $16 млрд – огромная сумма для такого рода сервисов. Прибыль компании растет. По предварительным оценкам в 2015 г. она составила $50 млн. В начале марта 2016 г. в СМИ появились слухи о планах Snapchat в текущем году увеличить прибыль до $300-350 млн. Это колоссальный рост на 600%, причем остается простор для долгосрочного роста.

Основным источником дохода для Snapchat является реклама. При 800 тыс. показов теоретически доход компании может подняться до $1,5 млн ежедневно или $550 млн в год. Реклама в Snapchat дешевая, так что объемы продаж ожидаются высокие. К тому же в руководстве Snapchat много людей, которые работали в СМИ и рекламной индустрии, к примеру Джоанна Коул (Joanna Coles), бывший редактор Cosmopolitan. В начале марта 2016 г. в Snapchat перешел бывший глава рекламного отдела Facebook Срирам Кришнан (Sriram Krishnan).

Основным источником дохода для Snapchat является реклама

Когда речь идет о монетизации, не стоит забывать и об информационном ресурсе социальных приложений. В перспективе Snapchat может зарабатывать на сборе пользовательских данных для последующего датамайнинга. Кроме того, в Snapchat ищут новые способы монетизации своей "странной" бизнес-идеи. В частности компания привлекла опытных инженеров для разработки собственных умных очков, которые, конечно, будут интегрированы с Snapchat и существенно расширят возможности сервиса.


Риски для инвестиций в Snapchat

Выхода Snapchat на IPO инвесторы ждут с нетерпением. Хоть точная дата еще не известна, но очевидно, что это будет самое яркое событие года на рынке. Инвесторы всегда ищут "единорогов" (частные компании стоимостью более $1 млрд), поскольку стараются обеспечить безопасность и стабильность вложений. Разумеется, инвестирование всегда является риском, и даже самые перспективные компании могут разочаровать в долгосрочной перспективе.

Следует учесть, что сейчас IPO высокотехнологичных компаний вызывает беспокойство у аналитиков из-за падения индексов Dow Jones Industrial Average и Nasdaq в течение последних 12 месяцев.

К тому же нужно помнить, что выход на IPO – это не лучший способ быстро разбогатеть для мелких инвесторов. Свежий пример — это выход на IPO компании Square в ноябре 2015 г. Крупные инвесторы смогли купить акции по $9, а для "розницы" торги открылись по $11,2 и закрылись по $13. Таким образом крупные игроки получили выигрыш +45%, а розничные +16%. Быстрый рост наделал много шума, но в феврале 2016 г. акции Square торговались уже по $8,27, то есть потеряли почти 40% стоимости всего за три месяца. Теперь акции опять поднимаются в цене и уже достигли $11,15.

Таким образом, инвестиции в ажиотажных "единорогов" требуют взвешенного подхода. Можно попытаться заработать деньги быстро на волне ажиотажа (что, впрочем, сложно для мелких инвесторов) или рискнуть и сделать долгосрочные инвестиции.

В случае со Snapchat существуют классические риски монетизации социальных сетей — возможный выбор ошибочной стратегии развития и вероятность неожиданной потери интереса пользователей, например переход к другому трендовому решению. Snapchat успешно избегает этих двух кризисных ситуаций: монетизация проходит успешно, число пользователей и доход компании растут быстрыми темпами. Скорее всего, компания сохранит стабильность в ближайшие три года и сможет поднять доход до запланированного рекордного уровня.


Новости рынка ценных бумаг