«Фридом Финанс» публикует перевод письма Марка Цукерберга инвесторам


 "Facebook изначально не создавался для того, чтобы стать компанией. Он был создан для выполнения социальной миссии - сделать мир более открытым и соединенным", - начинает свое обращение к инвесторам основатель социальной сети Марк Цукерберг, перевод письма которого на русском языке публикует инвестиционная компания «Фридом Финанс»: 

Письмо Марка Цукерберга

Facebook изначально не создавался для того, чтобы стать компанией. Он был создан для выполнения социальной миссии - сделать мир более открытым и соединенным.

Мы считаем важным, чтобы каждый инвестирующий в Facebook понимал, что эта миссия означает для нас, как мы принимаем решения и почему мы делаем наше дело. Я постараюсь изложить наш подход в этом письме.

Мы в Facebook вдохновлены технологиями, которые в корне меняют то, как люди распространяют и используют информацию. Мы часто говорим о таких изобретениях, как печатный станок и телевидение. Просто делая передачу информации более эффективной, они привели к полной трансформации многих важных составляющих общества. Они дали возможность большему числу людей быть услышанными. Они способствовали прогрессу. Они изменили организацию общества. Они приблизили нас друг к другу.

Сегодня наше общество достигло еще одного переломного момента. Мы живем во времена, когда большинство людей в мире имеют доступ к интернету или мобильным телефонам - первичным инструментам, которые необходимы для того, чтобы начать обмен информацией о мыслях, чувствах и делах с кем угодно, по своему выбору. Facebook стремится создавать сервисы, дающие людям возможность обмена информацией и помогающие им еще раз изменить многие из наших основных учреждений и отраслей.

Существует огромная потребность и огромные возможности в том, чтобы соединить всех в мире, дать всем возможность быть услышанными и помочь преобразовать общество для будущего. Масштаб технологий и инфраструктуры, которые для этого необходимо создать, беспрецедентен, и мы считаем, что это самая важная проблема, на которой мы можем сосредоточить наше внимание.

Мы надеемся на укрепление взаимоотношений между людьми.

Даже если наша задача выглядит огромной, она начинается с малого - с отношений между двумя людьми.

Личные взаимоотношения являются основной ячейкой нашего общества. Взаимоотношения - это то, как мы находим новые идеи, понимаем наш мир и, в конечном итоге, получаем постоянное удовлетворение.

На Facebook мы создаем инструменты, которые помогают людям общаться с теми людьми, с которыми они хотят общаться, и делиться тем, чем они хотят, и тем самым мы расширяем для людей возможности создавать и поддерживать взаимоотношения.

Обмен информацией между людьми, даже только между близкими друзьями или семьями, формирует более открытую культуру и ведет к лучшему пониманию жизни и взглядов других. Мы считаем, что это формирует больше более тесных отношений между людьми, и что это помогает людям стать открытыми для большего числа различных точек зрения.

Помогая людям формировать эти контакты, мы надеемся создать заново схему распространения и использования информации людьми. Мы думаем, что мировая информационная инфраструктура должна походить на социальную диаграмму, или сеть, построенную снизу вверх или от равного к равному, а не монолитную вертикальную структуру, существовавшую до сегодняшнего дня. Мы также считаем, что предоставление людям возможности управлять тем, чем они делятся, является основополагающим принципом этой новой схемы.

Мы уже помогли более чем 800 миллионам человек нанести к сегодняшнему дню на диаграмму более 100 миллиардов контактов, и наша цель - помочь ускорить создание этой новой схемы.

Мы надеемся улучшить процесс связи людей с бизнесом и экономикой.

Мы считаем, что более открытый и связанный мир поможет созданию более сильной экономики с более натуральными бизнесами, создающими лучшие продукты и услуги.

По мере того, как люди больше делятся информацией, они получают доступ к большему спектру мнений людей, которым они доверяют в вопросах используемых ими продукции и услуг. Это позволяет им облегчить открытие для себя самых лучших товаров и повысить качество и эффективность своей жизни.

Одним из результатов облегчения поиска лучших товаров является то, что предприятия будут вознаграждены за создание лучших товаров, персонализированных и спроектированных вокруг людей. Мы нашли, что "социальные по дизайну" товары склонны быть более привлекательными, чем их традиционные аналоги, и мы ожидаем, что больше мировых товаров будут двигаться в этом направлении.

Наша платформа разработчиков уже позволила сотням тысяч бизнесов создавать более качественную и более социальную продукцию. Мы стали свидетелями новых революционных подходов в таких отраслях, как игры, музыка и новости, и мы надеемся увидеть похожие революции в других отраслях в форме новых, социальных по дизайну подходов.

В дополнение к созданию лучших товаров, более открытый мир будет также поощрять взаимодействие бизнесов с клиентами прямым и естественным путем. Более четырех миллионов бизнесов имеют страницы на Facebook, используя их для диалога со своими клиентами. Мы ожидаем, что эта тенденция тоже будет развиваться.

Мы надеемся изменить отношение людей к своим правительствам и общественным учреждениям.

Мы считаем, что создание инструментов, помогающих людям обмениваться информацией, может привести к более честному и прозрачному диалогу в сфере управления, который может привести к более непосредственному расширению прав и возможностей людей, большей ответственности должностных лиц и принятию лучших решений по некоторым из самых больших проблем нашего времени.

Давая людям возможность обмениваться информацией, мы начинаем замечать, как люди становятся услышаны в другом масштабе, по сравнению с тем, что ранее было возможно. Эти голоса будут расти в числе и громкости. Их не смогут проигнорировать. Со временем мы ожидаем, что правительства станут более чуткими к проблемам и вопросам, поднятым непосредственно их народом, а не через посредников, управляемых несколькими избранными.

Благодаря этому процессу, мы верим, что во всех странах появятся лидеры, которые выступают за интернет и борются за права своего народа, включая право делиться тем, чем они хотят, и право на доступ ко всей информации, которой другие люди хотят с ними поделиться.

Наконец, по мере того, как все большая часть экономики движется в сторону более качественных и персонализированных товаров, мы также ожидаем появления новых услуг с социальным дизайном, для решения больших мировых проблем, с которыми мы сталкиваемся в создании рабочих мест, образовании и здравоохранении. Мы смотрим в будущее с намерением делать все возможное, чтобы помочь этому прогрессу.

Наша миссия и наш бизнес

Как я уже говорил, Facebook изначально не создавался как компания. Нас всегда и прежде всего заботила наша социальная миссия, создаваемые нами сервисы и люди, которые ими пользуются. Это подход, отличающийся от подхода акционерной компании открытого типа, поэтому я хочу пояснить, почему я считаю, что этот подход работоспособен.

Я начал с самостоятельного написания первой версии Facebook, потому что это было тем, что я хотел осуществить. С тех пор большинство идей и правил, которые вошли в Facebook, пришли от великолепных людей, которых мы привлекли в нашу команду.

Большинство великих людей в первую очередь заботятся о том, чтобы создавать и быть частью великих событий, но они также хотят заработать деньги. В процессе построения команды, а также создания сообщества разработчиков, рекламного рынка и базы инвесторов, у меня сформировалось глубокое понимание того, как создание сильной компании с сильным экономическим двигателем и устойчивым ростом может быть лучшим способом свести многих людей для решения важных проблем.

Проще говоря, мы не создаем сервисы, чтобы заработать деньги. Мы зарабатываем деньги, чтобы создать более качественные сервисы.

И мы считаем это хорошим подходом при создании чего-либо. Сейчас я думаю, что все больше и больше людей хотят пользоваться услугами компаний, которые верят в нечто большее, чем просто максимизация прибылей.

Фокусируя внимание на нашей миссии и создании великолепных сервисов, мы верим, что в долгосрочной перспективе мы будем формировать больше ценностей для наших акционеров и партнеров, что в свою очередь позволит нам продолжить привлекать лучших людей и создавать больше сервисов. Мы не просыпаемся утром с основной целью зарабатывания денег, но мы понимаем, что лучший способ для выполнения нашей миссии заключается в создании сильной и ценной компании.

Так же мы думаем и о первичном размещении наших акций. Мы становимся компанией открытого типа для наших сотрудников и наших инвесторов. Мы взяли на себя обязательство по отношению к ним, когда мы дали им акции, и мы будем упорно работать, чтобы повысить их ценность и сделать их ликвидными, и это первичное размещение выполняет наши обязательства. Когда мы станем компанией открытого типа, мы возьмем сходное обязательство перед новыми инвесторами, и мы будем так же упорно работать над его выполнением.

Хакерский метод

В рамках построения сильной компании, мы упорно работаем над тем, чтобы сделать Facebook лучшим местом для великолепных людей, чтобы оказать большое влияние на мир и учиться у других великих людей. Мы создали уникальную культуру и подход к управлению, которые мы называем Хакерский метод.

Слово "хакер" несправедливо имеет негативный оттенок из-за изображения в СМИ как людей, взламывающих компьютеры. В действительности, хакинг просто означает быстрое создание чего-то, или проверку возможности что-либо сделать. Как и большинство других вещей, он может использоваться как в хороших, так и в плохих целях, но подавляющее большинство хакеров, которых я встречал, это как правило идеалисты, которые хотят оказать позитивное влияние на мир.

Хакерский подход, это путь к созиданию, который включает непрерывное совершенствование и последовательное приближение к цели. Хакеры верят, что всегда может быть что-то лучшее, и ничто никогда не завершено. Они просто должны пойти и сделать это, часто перед лицом людей, которые говорят, что это невозможно или не соответствует существующему положению вещей.

Хакеры пытаются создать лучшие сервисы на длительном отрезке времени за счет быстрого выпуска и учебы на небольших последовательных попытках, вместо того, чтобы все делать правильно и сразу. В поддержку этого, мы создали систему тестирования, которая в любой момент времени может опробовать тысячи версий Facebook. У нас на стене написаны слова "Сделано – это лучше, чем совершенно" для напоминания себе о необходимости продолжать движение.

Хакинг также является по своей сути непосредственной и активной практикой. Вместо обсуждения в течение многих дней, возможна ли реализация новой идея, или какой способ является лучшим для создания чего-то, хакеры просто создадут прототип что-то и посмотрят, что там работает. У хакеров есть мантра, которую вы часто услышите около офисов Facebook: "Принцип побеждает в спорах".

Культура хакеров также очень открыта и признает заслуги. Хакеры считают, что побеждать всегда должны самая лучшая идея и реализация, а не человек, который лучше лоббирует идеи или человек, который управляет большим числом людей.

Для поощрения этого подхода, каждые несколько месяцев мы устраиваем хакерский марафон (Hackathon), где каждый создает прототипы для своих новых идей. В конце вся команда собирается вместе и изучает все, что было создано. Многие из наших самых успешных продуктов вышли из хакерских марафонов, включая Timeline, чат, видео, нашу программу мобильных разработок и некоторые из наших самых важных объектов инфраструктуры, как компилятор HipHop.

Чтобы обеспечить участие в этом подходе всех наших разработчиков, мы требуем, чтобы все новые разработчики, и даже менеджеры, чья основная работа не заключается в написании программ, прошли программу под названием "Центр подготовки" (Bootcamp), где они изучают нашу кодовую базу, наши инструменты, и наш подход. В отрасли есть много людей, которые руководят разработчиками и не хотят программировать сами, но мы ищем людей того практического склада, которые готовы и способны пройти через Bootcamp.

Все приведенные примеры относятся к разработке, но мы возвели эти принципы в ранг пяти основных ценностей для управления Facebook:

Фокусируйся на результате

Если мы хотим получить наибольший результат, то лучший способ - это убедиться, что мы всегда фокусируемся на решении наиболее важных проблем. Звучит просто, но мы думаем, что большинство компаний делают это в недостаточной мере и тратят впустую много времени. Мы ожидаем от всех в Facebook, что они будут успешны в поиске самых больших проблем, над которыми надо работать.

Двигайся быстро

Быстрое движение позволяет нам создавать больше и учиться быстрее. Однако, по мере роста большинство компаний слишком замедляются, поскольку они больше боятся делать ошибки, чем они потерять возможности из-за слишком медленного продвижения. У нас есть поговорка: "Двигайся быстро и не бойся что-то сломать." Идея в том, что если вы никогда ничего не нарушаете, то вы, вероятно, недостаточно быстро продвигаетесь.

Будь решителен

Вершить большие дела, это значит рисковать. Это может быть страшно, и не дает большинству компаний совершать смелые, но необходимые поступки. Однако, в мире все меняется так быстро, что вам гарантирован провал, если вы не рискуете. У нас есть другая поговорка: "Самое рискованное – это не рисковать вообще". Мы призываем всех принимать смелые решения, даже если это означает, что вы когда-то ошибетесь.

Будь открыт

Мы верим, что лучший мир – это более открытый мир, потому что люди, имеющие больше информации, могут принимать лучшие решения и добиваться лучшего результата. Это также касается и управления нашей компанией. Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить всем в Facebook доступ к как можно большему объему информации о каждой части компании, чтобы они могли принимать оптимальные решения и получать наилучшие результаты.

Создавай социальные ценности

Повторяю, Facebook существует, чтобы сделать мир более открытым и соединенным, а не только для создания компании. Мы ожидаем, что каждый день, что бы они ни делали, все в Facebook будут фокусироваться на создании реальных ценностей для всего мира.

Спасибо, что вы нашли время прочитать это письмо. Мы верим, что у нас есть возможность оказать значительное влияние на мир и создать в процессе прочную компанию. Я надеюсь вместе с вами создать что-то великое.