Airbus сокращает производство авиалайнеров A380. Стратегия Boeing оказалась правильной

Ведущий европейский производитель, компания Airbus, сообщила о намерении сократить производство авиалайнера A380 намного больше, чем планировалось ранее. Спрос на самый большой в мире пассажирский самолет остается невысоким. В Airbus связывают это со слабым ростом мировой экономики и результатами голосования в Великобритании. Однако проблема может быть в стратегическом видении развития гражданской авиации, и в этом плане аэрокосмическая компания Boeing Company (BA, NYSE) может извлечь значительный доход из неудачи Airbus.

По заявлению Airbus, с 2018 г. компания будет строить всего 12 A380 в год. Для сравнения: в прошлом году было построено 27 самолетов, а в 2017 г. планируется построить 20. Таким образом, самолет, на разработку которого Airbus потратила миллиарды долларов, так и не смог получить большие заказы от авиакомпаний. В Airbus отметили, что прибыльность проекта в 2015 г. может оказаться первым и последним случаем, и ближайшие годы будут для проекта убыточными.


Салон Airbus A380

Ранее в Airbus рассчитывали, что спрос на большой четырехдвигательный A380 будет расти по мере увеличения загруженности аэропортов. В Airbus предположили, что авиакомпании обратятся к более крупным самолетам, которые перевозят больше людей с большим комфортом. Однако авиаперевозчики предпочли инвестировать в экономичные двухдвигательные самолеты, такие как Boeing 787 и «младшие» модели Airbus.

Компании Airbus и Boeing имеют разные концепции дальнемагистральных самолетов. Airbus создала тяжелый вместительный самолет A380, обеспечивающий высокий комфорт для пассажиров, а Boeing —легкий и более дешевый авиалайнер 787 Dreamliner. Оба самолета имеют схожие крейсерские скорости и схожие дальности беспосадочного полета, что экономит значительные средства благодаря отказу от промежуточных посадок для дозаправки. Однако предлагая пассажирам повышенный комфорт, Airbus A380 одновременно требует особой аэродромной инфраструктуры, стоит вдвое дороже, весит вдвое больше, но перевозит всего на треть больше пассажиров. Всего произведено 193 единицы A380 против 431 единиц 787 Dreamliner, по данным на июнь 2016 г.

Ставка A380 на роскошь тоже себя не оправдала: сегодня пассажиры любого транспорта просто хотят добраться до места назначения, как можно быстрее и дешевле. Этим объясняется в том числе популярность идеи сверхзвукового поезда Hyperloop от Илона Маска: пассажиры готовы терпеть тесноту полностью закрытого пассажирского салона поезда ради того, чтобы сэкономить время.

Можно констатировать, что ставка Boeing на небольшие гибкие в применении самолеты оказалась верной. Недавно компания опубликовала исследование, согласно которому спрос смещается с крупных дальнемагистральных самолетов к меньшим по габаритам самолетам на 200300 пассажиров. Прогнозируемый спрос на такие машины к 2020 г. составит 5,1 тыс. единиц.


Таким образом, Boeing улучшила свои долгосрочные перспективы. В настоящее время рыночная капитализация Boeing составляет $86,63 млрд, акции BA достигли отметки $130,11 на торгах 13 июля.



Новости NYSE