Автоиндустрия: новый масштабный рынок для Apple

Во втором квартале 2016 г. продажи американской компании - производителя софта и электроники Apple Inc. (AAPL, NASDAQ) снизились на 13% в годовом исчислении (YOY) до $50,6 млрд по равнению с $58 млрд годом ранее. По мнению руководства Apple, в третьем квартале продажи снизятся еще больше и составят $42 млрд. Таким образом закончилась эпоха роста доходов, длившаяся 51 квартал. В настоящее время продажи iPhone упали. Однако в Apple рассчитывают исправить ситуацию не только выходом новой модели смартфона, iPhone 7, но и расширением бизнеса на новые рынки — прежде всего, производства автомобилей.

Автомобильную стратегию Apple держит в секрете. Известно, что это крупный стратегический проект, в рамках которого разрабатывается множество устройств: от отдельных узлов систем автоматического вождения и мультимедийных систем до беспилотного электромобиля.

В мае 2016 г. Apple сообщила о повышении расходов на исследования и разработки до $10 млрд в год — это в три раза больше, чем в 2012 г. Данные о расходовании этих средств засекречены, но можно предположить, что часть этих денег пойдет на три ключевых сегмента автомобильного проекта Apple.

Прежде всего это мультимедийная платформа CarPlay со встраиваемым в приборную панель машины сенсорным экраном, кнопками на руле и голосовым управлением. CarPlay может подключаться к iPhone для работы с текстовыми сообщениями, навигацией и музыкой. В мае 2016 г. система CarPlay была доступна примерно для 100 моделей автомобилей от 40 автопроизводителей. Также автовладельцы могут установить CarPlay самостоятельно. Apple работает над расширением возможностей этой системы.

В перспективе Apple, видимо, создаст модульную операционную систему для автомобилей, которую можно будет модернизировать. Современные системы обычно устаревают еще до того, как автомобиль прослужит половину своего среднего срока эксплуатации. Для Apple такая система может стать источником стабильного дохода в долгосрочной перспективе, поскольку очевидно, что современный автомобиль — это по большей части именно софт.

Что касается проекта по созданию собственного беспилотного автомобиля, то Apple может вовсе отказаться от продажи персональных авто и запустить собственный или партнерский такси-сервис. Это согласуется с опытом Apple по созданию инновационных товаров и услуг, которые генерируют стабильную высокую прибыль. Apple может использовать схему работы по подписке, по аналогии с некоторыми существующими сервисами краткосрочной аренды автомобилей. Такие услуги пользуются популярностью. Например, Zipcar в начале 2016 г. имела парк из 11 тыс. машин и 730 тыс. пользователей.

Для Apple все эти возможности открывают новый большой рынок, запуск которого совпадает с рядом изменений в подходе потребителей к использованию автомобилей. Сегодня все больше людей отказываются от обременительного владения личным автомобилем в пользу более выгодных и удобных сервисов. Многие эксперты полагают, что в конечном итоге автомобиль будет поставляться как сервис, то есть пользователь будет платить за потребленную услугу — пройденные километры, а не за новый автомобиль, который будет большую часть времени простаивать у дома или на платной парковке.


В настоящее время инвесторы находятся под давлением снижения продаж iPhone и акции Apple находятся у двухлетних минимумов. На торга 17 июня 2016 г. ценная бумага AAPL стоила $95,33 (-2,28%). Тем не менее, падение может быть хорошим моментом входа для инвесторов, которые верят в способность Apple вновь выйти на быстрый устойчивый рост дохода благодаря новым исследовательским проектам.



Новости Nasdaq