Технологии меняют ландшафт автопрома: Nissan и Mitsubishi подтвердили слияние

Японский автопроизводитель Nissan Motor Co. Ltd. (NSANY, PK) подтвердил информацию о покупке 34% акций Mitsubishi Motors. По уточненным сведениям сумма сделки составит около $2,2 млрд. В настоящее время руководство компаний ведет переговоры о вариантах объединения, но уже ясно, что Nissan станет крупнейшим акционером Mitsubishi.

Сделка происходит на фоне технологической трансформации автомобильного рынка. Автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) достигли потолка технологий и уже не могут обеспечить выполнение перспективных жестких экологических норм без сильного удорожания конструкции.

Автопроизводители предпринимают попытки продлить жизнь ДВС, прежде всего с помощью гибридов, но они поднимают стоимость авто минимум на треть, усложняют обслуживание и ухудшают эксплуатационные характеристики.

Покупатели голосуют кошельком за гибриды только на фоне дорогого бензина. Например, как только бензин в США подешевел, продажи гибридов рухнули вниз, а продажи пикапов и спорткаров выросли. При этом продаж электромобилей это не касается, о чем свидетельствуют рекордные предзаказы на новый электромобиль Model 3 от американской компании Tesla Motors, Inc. (TSLA, NASDAQ).

В попытках «втиснуться» в жесткие экостандарты и сохранить конкурентоспособность машин с ДВС, некоторые автопроизводители пошли на нечестную игру. В частности, Volkswagen использовал устройство, скрывающие реальные выбросы дизельных моторов своих машин.

Mitsubishi Motors также испортила себе репутацию, когда в конце апреля 2016 г. выяснилось, что компания 25 лет к ряду почти на треть занижала паспортные данные о расходе топлива своих малолитражек. Это неприятное открытие обрушило стоимость акций Mitsubishi более чем на 40% и, собственно, стало одной из причин сделки с Nissan.

Следует понимать, что автомобильные скандалы и «проседание» рыночной капитализации многих автопроизводителей по большей части связаны с давлением новых технологий. Очевидно, что эпоха ДВС подходит к концу. Компания Nissan одна из немногих смогла уловить эту тенденцию и сделать ставку на электрический транспорт. Nissan успешно продает электромобили Nissan Leaf и NV200, в текущем месяце представила совместный «электромобильный» проект с энергокомпанией Enel SpA, а с октября 2016 г. начнет продажу домашнего накопителя электроэнергии xStorage.

Фактически, Nissan пытается следовать примеру лидера современного рынка электромобилей и домашних энергонакопителей — компании Tesla Motors.


В отличие от «традиционных» автопроизводителей, Tesla Motors сделала правильную ставку на полностью электрическую тягу, технологии автоматического вождения и домашние энергосистемы. В ближайшее десятилетие это может сделать молодую компанию мировым лидером автопрома. В премиальном сегменте автомобили Tesla уже отвоевали американский рынок у знаменитых брендов, а в 2016 г. компания представила первый массовый электромобиль Model 3 стоимостью $35 тыс. С момента выхода на IPO акции Tesla Motors выросли более чем на 1000%.



Новости Nasdaq