Twitter – 10-летний юбилей и поиск идентичности

Компания Twitter Inc. переживает сложный период трансформации идеи. Основатель Twitter Джек Дорси (Jack Dorsey) снова у руля компании и снова пытается ответить на вопрос: "Что такое Twitter, и куда он движется?"

TWTRchart.jpg

Компании Twitter Inc. 21 марта 2016 г. исполнилось 10 лет. К юбилею "чирикающая" социальная сеть подошла с неоднозначными итогами. Проект безусловно успешен: он имеет 320 млн пользователей и оценивается в почти $12 млрд. Но, с другой стороны, Twitter (TWTR, NYSE) в последнее время не радует своих инвесторов. Весь прошлый год акции компании быстро дешевели и к настоящему времени потеряли более 60 % от своего максимума в 2014 г., сразу после выхода на IPO. При этом компания постоянно "разбавляет" обычные акции выпуском новых ценных бумаг.

В прошлом году исполнительная власть в Twitter Inc. снова перешла в руки Джека Дорси — основателя компании и человека, который известен упорным трудом по реализации собственных бизнес-идей. Сможет ли он запустить новую успешную "десятилетку" для Twitter? Удастся ли Дорси найти идентичность социальной сети и превратить компанию в лакомый кусок для инвесторов?

Проблемы — надуманные и не очень

Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с проблемами, которые преследуют Twitter в настоящее время, а также решениями, которые принимает руководство для устранения этих проблем. Главная проблема, по мнению многих аналитиков, — слишком медленный рост числа пользователей. За 10 лет Twitter так и не удалось добраться до заветной цифры в миллиард пользователей, и это отделяет просто успешную компанию Twitter от гигантов вроде Google или Facebook. Для любой социальной сети или коммуникационного сервиса количество пользователей — это основа успешного стабильно развивающегося бизнеса.

Каждую волну новых пользователей Twitter привлекал разными способами, в основном вводя новые сервисы и способы общения. Это основная причина критики руководства компании, которое за 10 лет так и не смогло четко сформулировать суть Twitter. Сначала сеть позиционировалась как пространство исключительно для общения в реальном времени, но потом ввели возможность читать старые сообщений. Изначально существовавшее ограничение в 140 символов также подвергалось изменению. Затем в публичной сети появились "лайки", приватные сообщения. Команда проекта меняла функции и возможности сервиса так быстро и хаотично, что у многих пользователей это вызвало вопросы по поводу стратегии развития Twitter.

Кроме того, из-за "калейдоскопа" нововведений и невнимания к некоторым важным моментам Twitter потерял ряд важных лидеров мнений. Обычно это звезды шоу-бизнеса и политики, которые являются основой популярности подобных социальных сетей. Они частично переместили активность в другие реал-тайм сети, такие как Instagram и Snapchat.

Но, кажется, после возвращения в прошлом году Джек Дорси однозначно определил суть и направление развития Twitter. По его словам, сервис должен быть "самым мощным микрофоном в мире", то есть максимально быстро доставлять любую информацию о любом событии на планете. Это крайне важный момент, поскольку в этом плане на первое место выходит не количество пользователей, а влияние сервиса. Twitter имеет большое влияние на медиа-пространство, причем особенно оно усиливается в периоды политической активности, например выборов президента США. Twitter является не только мощным ресурсом для распространения новостей и мнений, но и площадкой для дебатов. Кажется, руководство Twitter начало осознавать важность этого ресурса и впервые взвешенно с ним работает.

На этой неделе в интервью Bloomberg Businessweek Джек Дорси заявил, что Twitter может быть максимально упрощен до концепции простого сообщения о том, что происходит прямо сейчас или произойдет в ближайшем будущем. Пользователь Twitter должен открыть свой аккаунт и увидеть все важнейшие события, которые могут быть ему интересны. Для этого Twitter будет выявлять и привлекать "уникальные голоса" — лидеров мнений, которые способны генерировать интересные твиты. Это "ядро" позволит Twitter стать одним из ключевых источников новостей не только для пользователей сети, но и для всех СМИ.

Успехи в реализации этой стратегии уже есть. Twitter широко используется в ходе текущей избирательной кампании кандидатов в президенты США. Кроме того, Twitter и один из его сервисов, служба видеостримов Periscope, успешно запускает интернет-мемы и модные тренды, которые звучат по всему Интернету и в традиционных СМИ. Примером может быть сине-золотое платье и видеотрансляция британской лужи, которую в режиме реального времени смотрели 650 тыс. человек. Быть в тренде важно для социализации современного человека, так что Twitter имеет потенциал для привлечения новых пользователей и усиления влияния на рынок медиа.

В четвертом квартале прошлого года число пользователей Twitter увеличилось на 9 % до 320 млн человек, доход подскочил на 48 % до $710 млн, а количество рекламодателей выросло на 90%. Это, безусловно, успех стратегии Джека Дорси, который остановил сомнительный "фонтан новшеств", озадачивающих наиболее активных пользователей Twitter.

Однако Twitter все еще проводит неоднозначную финансовую политику, которая отталкивает многих инвесторов. Компания опубликует финансовый отчет за 2015 г. только в апреле 2016 г., но годом ранее Twitter выплатил очень крупные суммы высшему руководству компании. Кроме того, Twitter регулярно выпускает новые акции для сотрудников и для сбора средств на текущие операции и поглощения. Рост количества акций приводит к "разбавлению" и обесцениванию вложений держателей обычных акций. Хуже всего, что при этом Twitter убыточен. В четвертом квартале чистый убыток составил $90 млн или 13 центов на акцию.

Таким образом, Twitter не только теряет деньги, но и при этом обесценивает вложения инвесторов. Именно это стало причиной падения ценных бумаг компании в 2015 г.

Однако Джек Дорси считает, что многие барьеры для Twitter уже в прошлом, и компания успешно избавляется от груза, который мешает ей развиваться. Примером может служить увольнение 8 % сотрудников в октябре 2015 г. Руководство Twitter признало, что в компании множество дублирующих должностей, которые генерируют больше сумятицы, нежели прибыли. Но, главное, Джек Дорси заявил, что пора постоянных непонятных изменений прошла, и наступил период планомерного развития стабильной основы. Это самая обнадеживающая новость для компании, которая 10 лет пыталась обрести свою идентичность. Похоже, этот момент наступил, и Twitter, возможно, ждет длительный рост.

Новости NYSE