Что такое IPO?

IPO (сокращение от англ. Initial Public Offering) – первичное размещение акций, процесс продажи компанией или ранними инвесторами акций частной компании на фондовом рынке, в результате которого компания становится публичной, а бумаги доступными широкому кругу инвесторов. Список посредников в данной сделке включает андеррайтеров, биржу, брокеров, аудиторов, PR-службы, юридическую поддержку и др.

Для компании продажа акций не просто альтернатива долговому финансированию, которое обременяет компанию регулярными процентными платежами, это шаг на новый уровень: вместе со статусом публичной, компания получает массу других преимуществ:

  • – Улучшение репутации перед партнерами и кредиторами

  • – Возможность определения рыночной цены бизнеса

  • – Большая прозрачность бизнеса, что увеличивает эффективность

  • – В последствии, компания может проводить вторичные размещения для финансирования новых инвестиционных проектовширокая диверсификация

  • – Ликвидность бумаг и возможность определения рыночной цены позволяют использовать собственные акции как альтернативу денег, оплачивать сделки M&A, выплачивать бонусы сотрудникам и т.п.

Однако вместе с этим, компания приобретает множество дополнительных обязательств, как перед тысячами новых инвесторов, так и перед регулирующими органами.

Как уже упоминалось выше, продавцами на IPO могут выступать и ранние инвесторы – для них это великолепный шанс зафиксировать прибыль от вложения в капитал. Традиционно, нормальное соотношение объема проданных акций компанией и инвесторами 50:50, однако, многое зависит от конкретной ситуации. Кстати, многие корпорации, особенно американские, предлагают своим сотрудникам более выгодные условия для покупки акций на IPO, это одновременно повышает их лояльность и позволяет обеспечить дополнительный объем финансирования.

Несмотря на полную прозрачность финансовых данных и информации о состоянии бизнеса, не стоит забывать, что для инвесторов IPO достаточно рискованное мероприятие – трудно определить не только справедливую стоимость бумаг, но и направление среднесрочного тренда: большинство выходящих на рынок компаний молодые и находятся в фазе динамичного роста, что добавляет неопределенности и рисков, усложняющим прогнозирование потенциала акций.

Трудности анализу добавляет ажиотаж вокруг так называемых «горячих IPO», спрос на которые куда больше предложения. Примеры «горячих IPO» - это Facebook, Twitter, GoPro, Ferrari, Square и др. Зачастую прирост акций этих компаний в первый день превышает 50-60%, однако возможна и обратная динамика.